«Дело ?»: Максима Бакиева начали судить за создание преступной организации. Почти половина его подельников - иностранные граждане
25.03.11 17:14, Zamandash press
В Первомайском районном суде Бишкека началось рассмотрение грандиозного по своим масштабам уголовного дела, которое, возможно, приоткроет завесу над главной финансовой тайной Максима Бакиева и его окружения.
Давно уже бытует версия, согласно которой сын экс-президента и стоявшая за ним международная финансовая мафия превратили маленький Кыргызстан в мировую "прачечную" по отмыванию денег. Так ли это?
Уголовное дело, расследованное и направленное в суд Генеральной прокуратурой КР, повествует как раз об этом - об отмывании (легализации) денежных средств в подконтрольных Максиму банках.
Набор фигурантов этого уголовного дела впечатляет. Список из 32 обвиняемых возглавляет сам Максим Курманбекович Бакиев. Его главные подельники кыргызстанцам также хорошо известны. Это - основной акционер и бывший председатель совета директоров "АзияУниверсалБанка", гражданин России Михаил Надель, латвийский предприниматель, единственный акционер "Манас Банка" Валерий Белоконь, бывший председатель правления Национального банка Кыргызстана Марат Алапаев, бишкекский юрист, занимавший при М.Бакиеве множество разных коммерческих и государственных постов, Алексей Елисеев, генеральный директор холдинга "MGN Group" гражданин США Евгений Гуревич.
А вот - имена, менее известные широкой публике, но тоже весьма важные для уголовного дела. Россиянин Евгений Вербицкий возглавлял правление, а кыргызстанец Сергей Костырин - совет директоров белоконевского "Манас Банка". Сергей Ким, один из ближайших друзей Максима Бакиева, был председателем совета директоров "КыргызКредитБанка". К уголовной ответственности привлечена ещё целая плеяда банкиров, так сказать, "второго эшелона", среди которых - тоже полно иностранцев.
Обвинения вынесены членам совета директоров "Азия УниверсалБанка" россиянам Александре Катрин, Рустаму Акжолову, Андрею Галицкому, а также некоторым менеджерам АУБа - украинцу Сергею Костюку, кыргызстанцу Чалкодо уулу Исабеку, москвичу Геннадию Вигдорчику. Из "Манас Банка" к уголовной ответственности привлечены члены совета директоров Юрий Качнов и Анита Ласе - оба граждане Латвии. Ещё один обвиняемый, гражданин США Роберт Генкин, возглавлял ОсОО "MGN Capital Partners", входившее в холдинг Е. Гуревича.
В этой компании обвиняемых оказались ещё два бывших высокопоставленных чиновника Кыргызстана - бывший директор Судебного департамента КР Айбек Алыбаев и бывший директор Государственной патентной службы Улан Мелисбек. А также ещё один сын экс-президента Марат Бакиев и глава бишкекской аудиторской фирмы Ульяна Пак.
Всех этих обвиняемых судить будут заочно - тем более что прецедент создан: недавно к 15 годам заключения по другому уголовному делу приговорён фигурирующий и в этом списке Евгений Гуревич.
Всего из 32 обвиняемых (впрочем, теперь уже подсудимых) в международном розыске находятся 24 фигуранта. Им всем избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в случае задержания.
Восемь подсудимых, впрочем, предстанут перед судом. Все они находятся под домашним арестом. Самый в прошлом высокопоставленный из них - бывший заместитель председателя Нацбанка Кыргызстана Кубанычбек Боконтаев. Среди заметных фигурантов также стоит упомянуть председателя правления "КыргызКредитБанка" Юрия Пака, президента Центральноазиатской фондовой биржи Алтынбека Алымкулова, вице-президента АУБа Данияра Джапарова, гендиректора ОсОО "Ак-Тилек Инвестмент" Кубаныч уулу Урмата, члена правления НБКР Самата Конокбаева.
В уголовном деле - 32 эпизода. Самый, пожалуй, ключевой из них - "организация преступного сообщества" (статья 231 Уголовного кодекса, предусматривающая, кстати, до 15 лет заключения и до 20 лет, если преступную организацию создавал или в ней участвовал чиновник с использованием своего служебного положения).
По версии следствия, преступное сообщество сколачивалось в течение 5 лет - с 2005 по 2010 год. Его создателями Генпрокуратура назвала Максима Бакиева, Михаила Наделя, Валерия Белоконя и примкнувшего к ним главу Нацбанка КР Марата Алапаева. Роль последнего, согласно обвинению, заключалась в том, чтобы прикрывать деятельность этой "преступной группы", обеспечивать ей режим наибольшего благоприятствования. А деятельность заключалась в создании схем по легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путём.
Схемы эти, по версии следствия, начали действовать в "АзияУниверсалБанке" с 2005 года. Банк этот, утверждает обвинение, был "дутым" - путём несложных махинаций с автоматизированной банковской системой создавалась видимость мнимого его финансового благополучия. Проще говоря, создатели банка за 5 лет "пририсовали" в общей сложности более 10 миллиардов сомов, которых, утверждает обвинение, на корреспондентских счетах АУБа на самом деле не было. О том, что АУБ блефует, показывая в своих отчётах несуществующие операции на миллиарды долларов, ещё с 2006 года стал предупреждать кыргызских коллег Центробанк России. Но тогдашнее руководство Нацбанка КР эти письма проигнорировало, чем, по мнению следствия, подорвало имидж банковской системы Кыргызстана перед мировым сообществом.
Другой эпизод - мошенничество с векселями крупнейших российских банков, таких как "Газпромбанк", Сбербанк России, "Промсвязьбанк" и др. Их - на общую сумму более 2 миллиардов сомов - якобы купил "АзияУниверсалБанк", даже составив на сей счёт договоры. Между тем выяснилось, что эти векселя на самом деле либо давно погашены, либо находятся во владении российских компаний, не имеющих к АУБу никакого отношения.
Согласно обвинению, АУБ ещё не раз после этого проворачивал аферы с фиктивной покупкой российских векселей, используя эту схему для вывода из банка в оффшорные зоны астрономических денежных сумм, а также отмывания денег. Этим же занимались связанные с Максимом Бакиевым "КыргызКредитБанк" и инвестиционный банк "Иссык-Куль".
Последний, кстати, был, по версии следствия, в 2007 году рейдерским путём захвачен Михаилом Наделем, пользовавшимся покровительством Максима Бакиева и главы НБКР М. Алапаева. Через два года из этого банка, как утверждает обвинение, мошенническим путём похитили 1 миллион долларов два американца - Евгений Гуревич и Роберт Генкин. Впрочем, этот миллион - сущая мелочь по сравнению с денежными суммами, которые, согласно фабуле уголовного дела, с 2006 по 2010 год отмывались через все четыре банка - "АзияУниверсалБанк", "Иссык-Куль", "КыргызКредитБанк" и "Манас Банк".
В этих схемах фигурируют и всё тот же Е. Гуревич со своим "MGN Group", и максимовское ЦАРИИ, и белоконевский Baltiс International Bank, находящийся в Латвии, и масса оффшорных компаний, зарегистрированных на Британских Виргинских, Сейшельских и Маршалловых островах, в Панаме, Белизе, Макао, Черногории: А также небезызвестная бишкекская пиар-компания "Флекси Коммуникейшн". Хотя её руководитель - британский подданный Вугар Халилов - был в прошлом году оправдан бишкекским судом, Генпрокуратура всё же утверждает, что его фирма участвовала в отмывании денег. Ну а суммы в этих схемах фигурируют внушительные - миллионы и миллиарды долларов, евро, фунтов стерлингов и российских рублей.
Михаил Надель с Алексеем Елисеевым, кроме того, обвиняются в рейдерском захвате "БТА Банка". А персонально Елисеев - ещё и в попытке завладеть акциями завода "Электротехник", рейдерском захвате Бишкекского ликёро-водочного завода и злоупотреблениях, допущенных на должности председателя совета директоров ОАО "Кыргызалтын", которую юрист Елисеев тоже некоторое время занимал.
Послереволюционные прокурорские обыски в банковских депозитных ячейках тоже нашли отражение в этом уголовном деле. Максиму Бакиеву они стоили дополнительного обвинения в отмывании денег: наличные 19 миллионов 690 тысяч 150 долларов и 635 евро, изъятые из ячеек нескольких бишкекских банков, принадлежали, по выводу следствия, ему и были получены Максимом в результате незаконных операций. Аналогичное обвинение вынесено заочно Марату Бакиеву, в чьих двух банковских ячейках в банке "Бакай" обнаружилось более 2 миллионов долларов.
Сразу несколько обвинений заработала благодаря этим обыскам ячеек и Ульяна Пак, беглая гендиректор компании "Топ Аудит КГ", входившая в близкое окружение Алексея Елисеева. Кроме налички в сумме более 6,5 миллиона долларов, в её ячейках в "Манас Банке" были обнаружены фальшивые печати и штампы налоговых инспекций Октябрьского, Свердловского и Первомайского районов Бишкека и Иссык-Атинского и Сокулукского районов Чуйской области. А также поддельный паспорт на имя некоего гражданина Абылова, похоже, вообще не существующего в природе. С паспортом можно проворачивать большие аферы, но вот на кой чёрт этой предприимчивой даме понадобились 16 боевых патронов к пистолетам Макарова и Стечкина (тоже обнаруженных в её ячейке) - остаётся гадать?! Кстати, обвинение в незаконном хранении оружия и боеприпасов, кроме У. Пак, вынесено и Максиму Бакиеву, в чьём офисе, располагавшемся на 4 этаже "Манас Банка", при обыске нашли пистолет марки "Марголин" со стёртыми серийными номерами без разрешительных документов.
Бывший директор "Кыргызпатента" Улан Мелисбек обвиняется в довольно экзотичном для Кыргызстана преступлении: в 2009 году он вынудил ОсОО "Азия-Инфо" передать "Кыргызпатенту" право регистрации и администрирования доменных имён. Обвинение утверждает, что сделал он это по приказу Максима Бакиева. И к президентским выборам 2009 года команда "прынца" получила практически полный контроль над Интернетом в кыргызской зоне KG.
Вернёмся к "АзияУниверсалБанку". Уже после апрельской революции - в период с 26 апреля по 4 июня 2010 года - из АУБа были выведены денежные средства на общую сумму около 3 миллиардов сомов, что и привело к тому, что банк лопнул. Вину за это Генпрокуратура возложила на члена правления НБКР Самата Конокбаева, который в тот период возглавлял рабочую группу, созданную для проверки финансового состояния банка и его спасения. Чиновник обвиняется в злоупотреблении должностным положением.
Судебный процесс обещает быть долгим. И основным беглым фигурантам этого уголовного дела максимум, что грозит, - заочный обвинительный приговор с виртуальными сроками наказания.
Впрочем, то, что уголовное дело дошло до суда, - уже хорошо. Быть может, кого-то оно чему-то научит и предостережёт.
Вадим НОЧЁВКИН,
газета «Дело ?», 24 марта 2011 года