Ош ТВ, Мырзакматов и плоды революций
Информагентство "Фергана"
ferghana_blog
30 марта, 1:24, Информагентство "Фергана"
Раньше ведущая телекомпания юга Кыргызстана «ОшТВ» была частной и «узбекской». Сегодня она принадлежит мэру города Ош и его «команде», обслуживая исключительно «киргизские» интересы. Такая радикальная метаморфоза, случившаяся с провинциальной телестудией, как нельзя лучше раскрывает глубинные смыслы и второй «революции», и «этнического» конфликта, разыгравшегося в Оше в июне 2010 года.
Ошское ТВ уже несколько лет телевидение было камнем преткновения между активистами узбекского меньшинства, с одной стороны, и властями (как регионального, так и республиканского уровня) вместе с национал-патриотами - с другой. Власти, поголовно состоящие из этнических киргизов, и киргизы-«вольные патриоты» пеняли руководству канала на то, что вещание оно ведет преимущественно на узбекском языке. «ОшТВ» парировало тем, что большинство их аудитории - узбеки, и тем, что тмеющегося киргизского контента на заполнение канала категорически не хватит.
Такие аргументы не удовлетворяли, на слух радетелей за «все киргизское» звучали чуть ли не как вызов государственности. Мечты узбеков о придании узбекскому языку статуса официального в местах их массового проживания, издавна сильно раздражавшие киргизов-«почвенников», так или иначе упирались в вопрос о статусе узбекского телеканала. Все вместе это работало на известный миф об «узбекском сепаратизме», растущий с конца 80-х годов прошлого столетия и довольно показательно развенчанный специалистами (см. статью «Ферганы»).
Стороны были непримиримы, проблема не решалась годами, а с приходом на пост мэра Оша Мелиса Мырзакматова - бывшего налоговика, затем бизнесмена с опорой на криминал, умеющего хорошо считать деньги и вовремя опираться на те или иные (самые брутальные и практичные) интересы толпы, - лишь усилилась. Телеканал продолжал работать как бы моральным защитником узбеков юга страны, мэр начал атаку, прикрываясь законом о СМИ и государственными интересами.
Впоследствии стало понятно, что в деле есть и его личный, весьма практичный интерес. К слову сказать, он косвенно подтверждает причастность мэра к организации июньских погромов в своем собственном городе: дав своим маргинальным землякам полную возможность безнаказанно разграбить узбекские кварталы, кафе и рестораны, городской голова приберег неразграбленный офис телекомпании для себя.
Результатом ошской бойни, завершившейся изгнанием тысяч и тысяч узбеков с родной земли и расцениваемой в «низах» киргизского народа как «правомерно наказанный» «сартский» сепаратизм, стало и решение проблемы «Ош ТВ». Мырзакматов фактически отнял «Ош ТВ» у его прежнего владельца еще в июле прошлого года, вынудив основателя и директора компании покинуть страну. Сегодня телекомпания через подставных лиц принадлежит градоначальнику, который никуда не собирается уходить, а лишь укрепляет свое могущество и безраздельное влияние посредством подконтрольного СМИ.
Сегодня ни у одного местного узбека нет ни малейшей возможности «вякнуть» в эфире «Ош ТВ» о своих правах, пожаловаться на произвол властей, покритиковать кого-то. Канал «Ош ТВ», еще год назад бесконтрольно вещавший преимущественно на узбекском и бывший рупором узбеков, стал сегодня своей прямой противоположностью: трибуной кыргызских националистов и нацистов, до сих пор вершащих чудовищное насилие над этническим меньшинством. И «киргизского контента», как выясняется сегодня, хватает. Ошане утверждают, что ныне даже интервью с узбеками на канале дают в эфир в переводе на государственный, киргизский.
Разница только в том, что до перехода в руки «мэра-бизнесмена» канал жил в условиях постоянного прессинга и стресса, будучи вынужден озираться по сторонам и «фильтровать базар», сверяясь как с законами, так и с правами «верхов». Сегодня же для нового хозяина никакого начальства нет. Мырзакматов позволяет себе открыто бравировать тем, что он неподконтролен «центру». И призвать мэра к ответу вот уже больше, чем полгода, не может никто.
Наверное, скорее даже не «не может», а «не хочет». Потому что, как это ни печально, но Мырзакматова на его посту поддерживает большая часть киргизского населения (а только у этнических киргизов сегодня есть право голоса). А против народа не попрёшь: такова киргизская демократия в действии.
Возьму на себя смелость утверждать, что нынешний произвол, творимый бандитами под прикрытием «патриотизма», - прямой результат двух «демократических революций», свершившихся в Кыргызстане за последние шесть лет. Еще после первой по стране прокатилась волна безнаказанного передела собственности, насильственного отъема бизнеса. В Бишкеке дрались за депутатские и министерские кресла, на окраинах - за землю, за жилье, за прилавки, за все, чем владел тот, кто послабее. Вторая «революция», начавшаяся с кровавого избиения министра внутренних дел, продолжилась переделом того, что было переделано вчера, а потом и полным правовым беспределом на всех уровнях власти и общества.
Пока в северной столице еще продолжают драться за активы (теперь, в частности, российских инвесторов) и зоны влияния, ошский мэр Мырзакматов, вовсе не революционер, а махровый старорежимный «бакиевец», которого многие считают главным постановщиком ошского июня, сегодня не то что никакой ответственности за содеянное не несет, а продолжает спокойно пилить кусок своего пирога.
«По плодам их узнаете их»? Получается, «революция» оказалась всего лишь коммерчески мотивированным переворотом в стремлении отобрать чужую должность, кресло, бабло, двор, машину, корову, телекомпанию? И те, кто творили «революцию» на самом верху, попросту дали негласный сигнал «низам»: мы сделаем вид, что не замечаем, берите, что нравится, творите, что хотите?.. Кажется, это правило действует до сих пор.
Курбан Нордонов (Москва)