Конец невидимки
29 апреля 2011г. ? 15 (943) , Казахстан. Деловая Неделя
Искандер АМАНЖОЛ
В Таджикистане убит полевой командир мулла Абдулло
Главной новостью для таджикских СМИ середины минувшей декады апреля стало сообщение о проведении спецоперации в труднодоступном ущелье на границе Нуробадского и Раштского районов, в которой были задействованы тяжелая бронетехника и авиация. В ходе нее было убито 17 боевиков. После идентификации тел представитель МВД назвал их имена и фамилии. Одному из них было уделено особое внимание: его тело показали по телевидению. Это был бывший полевой командир Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) Абдулла Рахимов, больше известный как мулла Абдулло. Именно на него и его соратника Алоуддина Давлатова (Али Бедаки) была возложена ответственность за нападение на автоколонну Министерства обороны Таджикистана, произошедшее 7 месяцев назад. Тогда погибло 28 военнослужащих. По мнению аналитиков, гибель руководителей вооруженного мятежа устранила опасения дестабилизации. Так ли это на самом деле? Исчерпываются ли этим угрозы властям в Душанбе?
Кадр таджикского ТВ демонстрирует тело убитого полевого командира
Возмутители спокойствия
Первые сообщения о спецоперации просочились в СМИ еще 14 апреля, однако эта информация не находила подтверждения у официальных лиц. По словам начальника пресс-центра Министерства обороны Фаридуна Махмадалиева, проводились «плановые антитеррористические учения с боевой стрельбой», задачей которых была отработка «элементов взаимодействия в условиях горно-пустынной пересеченной местности, показать выучку и мастерство, полученные в ходе зимних тренировок». Следует отметить, что журналисты высказывали скепсис по поводу способности таджикских сил безопасности уничтожить отряд боевиков, но уже 16-го они были посрамлены. Пресс-служба МВД в экстренном выпуске теленовостей раскрыла некоторые подробности. Как выяснилось, группа боевиков скрывалась в специально оборудованном лагере, подходы к которому были затруднены, что обусловило применение авиации. Сперва сообщили о гибели 15 участников незаконного вооруженного формирования, а вскоре - еще двух. В большинстве своем это были жители кишлака Самсолик Нуробадского района. Погибли двое гражданских лиц, которые добровольно оказывали содействие силовым структурам в уничтожении боевиков. Еще двое сотрудников спецслужб получили ранения. Чуть позже силовикам удалось захватить в плен одного боевика, оказавшего вооруженное сопротивление. По данным представителей МВД, в живых остаются еще два члена группировки Абдуллы, которым удалось скрыться. Ведутся мероприятия по их поимке. Было изъято 7 автоматов Калашникова, снайперская винтовка, гранатомет РПГ-7 с зарядами к нему, два пистолета Макарова, 38 магазинов с 500 патронами калибра 5,45 мм, свыше 200 других патронов, 7 ручных гранат. Обнаружены и изъяты литература и листовки подрывного характера, подробный план по подготовке терактов, инструкции по изготовлению взрывных устройств, по использованию огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, черный флаг, большой запас продовольствия, электрогенератор, 2 газовых баллона и другие предметы бытового предназначения. Также сообщалось о том, что в убежище обнаружена карта Душанбе с помеченными на ней кружками и крестиками «важными объектами», из чего был сделан вывод о том, что боевики готовились осуществить нападения или теракты.
Известно, что до начала гражданской войны (1992-1997 гг.) мулла Абдулло был обычным сельским электромонтером. С началом военного конфликта выдвинулся, стал одним из известных полевых командиров ОТО. В течение 14 лет он находился в международном розыске по обвинению в организации международной террористической группировки, совершении терактов и убийств, в частности, в расстреле четырех военных наблюдателей ООН в июне 1998 года близ Душанбе. Не признав Межтаджикские мирные договоренности, в отличие от большинства своих соратников Абдулло и его единомышленники отказались сложить оружие и ушли в Афганистан, где, по одним данным, примкнул к талибам и тесно сотрудничал с Исламским движением Узбекистана, а по другим был близок к главе «Северного альянса» Ахмад-шаху Масуду. В 2009 году, за неделю до начала спецоперации, в ходе которой был убит бывший главком формирований ОТО экс-министр по ЧС Мирзо Зиеев, мулло Абдулло вернулся на родину. В таджикских СМИ сообщалось о его встрече со старейшинами, на которой он говорил о своем преклонном возрасте (ему был 61 год), о мытарствах на чужбине и желании умереть в родных краях. Как сообщала Deutsche Welle, Рахимов привел с собой отряд боевиков численностью около ста человек разной национальности, среди которых были и граждане России. Летом того же года в результате спецоперации, длившейся более двух месяцев, были убиты 11 боевиков, в том числе пять россиян, задержаны около 50 человек, подозреваемых в причастности к этой группировке, в том числе 11 иностранцев. Среди оглашенного списка убитых в последнем бою иностранцев нет. Апогеем влияния Абдулло стало нападение в ущелье Камароб, ответственность за которое, к слову сказать, никто на себя не взял. По мнению некоторых российских экспертов, его бандформирование стало центром притяжения антирахмоновских сил. Нам это представляется сомнительным, но, по разным оценкам, численность отряда Рахимова стала составлять от одной до двух тысяч человек.
Грядущие напасти
Силовые структуры Таджикистана неоднократно предпринимали попытки уничтожения отряда муллы Абдуллы, но каждый раз ему удавалось уйти без потерь. Успех обозначился после того, как на сторону властей в обмен на амнистию от прежних прегрешений перешел прежде непримиримый бывший полевой командир ОТО Мирзохуджа Ахмадов. При его поддержке таджикским военным в начале января нынешнего года удалось уничтожить отряд Давлатова, состоявший из 7 человек. Примечательный момент: позднее в Интернете была выложена видеозапись, сделанная на камеру мобильного телефона, свидетельствующая о том, что перед ликвидацией Давлатов был допрошен. В своем интервью таджикской службе радио «Свобода» секретарь Совета безопасности Таджикистана Амиркул Азимов подтвердил, что Али Бедаки был тяжело ранен и скончался по дороге в больницу. Что касается видеозаписи, он назвал ее сфабрикованной. Эксперты считают, что и успехом нынешней спецоперации власти также обязаны Ахмадову. Накануне гибели муллы Абдуллы стало известно о назначении другого экс-командира ОТО Шоха Искандарова заместителем начальника УВД по Раштской группе районов.
Как сообщила пресс-служба главы Таджикистана, на рабочем совещании президент Рахмон поручил руководителям силовых структур принять меры по дальнейшему укреплению безопасности и усилению борьбы с преступностью. Эксперты уверены, что ликвидация муллы Абдуллы повысит его имидж как руководителя, способного противостоять внутренним угрозам. Обозреватель «Независимой газеты» Виктория Панфилова считает, что для таджикского правительства это означает долгожданное спокойствие. Стоит отметить ее предположение: «На стороне правительственных войск [участвуют в боях] или же им помогают логистикой, или другими средствами американские спецслужбы, американские рейнджеры. Недавно о такого рода сотрудничестве заявляли в Вашингтоне. Тем более что специальные американские силы в Афганистане иногда могут переходить таджикско-афганскую границу для того, чтобы преследовать неугодных властям боевиков». Аналитик по вопросам Центральной Азии Аркадий Дубнов уверен: «Это говорит о том, что режиму Рахмона удалось договориться с частью оппозиции, которая признает его власть легитимной, а значит - устраняет угрозы серьезного противостояния внутри на какой-то период времени». Как долго он продлится? Таджикские журналисты отмечают одну особенность: никто не знает или не хочет говорить, сколько у муллы Абдуллы было соратников, которых не остановит гибель их лидера, и насколько велика вероятность того, что они продолжат вылазки и нападения. В своем интервью радио «Свобода» Панфилова отмечает «очень низкий социальный уровень жизни населения, и отсюда может исходить опасность для властей, если власти не будут проводить экономических и социальных реформ». «Если жизнь населения не улучшиться, нужно ждать недовольства населения»,- считает она. Способны ли власти на это? Сомнительно.
Тем временем в редакцию радикального сайта UmmaNews поступило обращение в связи со смертью муллы Абдуллы. Возможно, его авторами являются сторонники лидера боевиков, которым удалось раствориться среди местного населения. Стране только предстоит пройти испытание на прочность. Ведущий эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает: «Пауза после гражданской войны, похоже, заканчивается. Возрождается исламская оппозиция, восстанавливается Партия исламского возрождения Таджикистана, на севере действует «Хизб ут-Тахрир». И боевики как грибы после дождя полезли. Там народ движется не за демократию, а за ислам». Мобилизационная способность религии велика, и это представляет главную опасность для страны. С ней борются: запрещают ношение хиджаба в общественных местах, юношам до 15 лет запрещено посещение мечетей, возвращают студентов, учащихся в зарубежных духовных учебных заведениях, что местным населением воспринимается как нарушение их религиозных свобод. А еще преследуют за бороды, но это пока только усиливает недовольство.