CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

«Восточное партнерство» по-варшавски

28 мая 2011

«Восточное партнерство» по-варшавски

27 мая 2011г. ? 19 (947), Деловая Неделя, Казахстан

Нигора Юлдашева, Ташкент

Польша намеревается активизировать партнерские связи между ЕС с постсоветскими республиками, но Центральной Азией при этом приоритетно заниматься не станет

Арабские народные бунты и резкий рост числа нелегальных иммигрантов несколько отодвинули на второй план все остальные проблемы, с которыми нынче сталкивается Евросоюз. А если учесть, что в целом ряде стран «Старого континента» еще накопились и немалые финансовые проблемы, то отношения между ЕС и странами бывшего Советского Союза явно перестали играть какую-либо значимую роль для единой Европы. Однако ситуация здесь может существенно измениться, после того как с 1 июля на полгода председательствовать в Евросоюзе станет Польша.

И хотя у польского руководства с некоторыми странами постсоветского пространства сложились весьма непростые и, мягко говоря, не совсем партнерские отношения, именно Варшава может уже в самое ближайшее время серьезно вновь подтолкнуть единую Европу навстречу странам СНГ - особенно в вопросах «большой политики» и еще «большей энергетики».

Первую половину нынешнего года, как известно, в ЕС председательствовала Венгрия, которая, в принципе, тоже в меру своих сил пыталась активизировать контакты Европы с постсоветскими странами. Но ввиду целого ряда факторов (парламентские выборы в самой Венгрии, последствия президентских выборов в Белоруссии и сохраняющаяся неясность с будущим энергетического проекта Nabucco) особых подвижек в налаживании многостороннего сотрудничества между Евросоюзом и странами СНГ не намечалось.

И вот теперь под польским председательством целый ряд проектов Евросоюза в отношении постсоветского пространства, включая «Восточное партнерство», могут получить новый импульс и существенно активизировать европейско-постсоветские связи и контакты.

Дружить с Молдовой, подтягивать Украину и «перевоспитывать» Белоруссию. А также проталкивать «большую энергетику» на Кавказе

Как известно, в 2008 году Евросоюз принял программу разностороннего сотрудничества с шестью странами СНГ, названной «Восточное партнерство». Главными организаторами и «идейными вдохновителями» этой программы тогда выступили Швеция и Польша, которые убедили своих европейских коллег в том, что надо как можно активнее сотрудничать с тремя европейскими республиками СНГ (Украина, Молдова и Белоруссия), а также с тремя закавказскими независимыми постсоветскими государствами (Грузия, Армения и Азербайджан). До остальных стран СНГ(включая всю Центральную Азию) тогда руки у единой Европы не дошли, но идея у Брюсселя была такой: сначала «подтащим» к сотрудничеству «восточную шестерку» стран, а потом уже примемся за остальных. Польша тогда особый упор делала на тесное сотрудничество с Украиной, а также через «Восточное партнерство» надеялась на постепенное «перевоспитание» своих ближайших географических соседей - Белоруссии.

С того момента достаточно многое ЕС удалось сделать в отношениях с Молдовой (где в вопросах ускоренной интеграции в единую Европу ключевую роль играет Румыния), наладились хорошие отношения и с Украиной, тем более что украинское руководство само не скрывает своего стремления не столько развивать сотрудничество в рамках постсоветских структур, сколько побыстрее интегрироваться именно в единую Европу.

А вот с Белоруссией ничего путного ни у поляков, ни у других стран ЕС не вышло. После прошедших в прошлом декабре президентских выборов именно Польша была обвинена Минском во вмешательстве во внутренние дела и поддержке сил оппозиции. И теперь даже при условии, что Варшава ранее активно выступала за диалог с президентом А.Лукашенко, скорее всего, польская сторона в рамках того же «Восточного партнерства» постарается максимально привязать предоставление какой-либо помощи Минску со стороны Евросоюза политическими уступками со стороны белорусских властей (на которые те почти наверняка ни при каких «морковках» от «Восточного партнерства» не пойдут).

При председательстве Польши в ЕС с новой силой будут сделаны попытки укрепить европейские позиции в Закавказье, особенно в Азербайджане. Если отношения с Грузией у Евросоюза достаточно активно развиваются, а сама Грузия считает уже себя чуть ли не составной частью единой Европы (по крайней мере, по всему Тбилиси рядом с грузинскими национальными флагами неизменно можно увидеть сине-золотистые флаги Евросоюза), то в отношении Азербайджана Европа под польским руководством будет и дальше пытаться «пробить» важнейшие для Старого континента энергетические проекты, и прежде всего - многострадальный Nabucco по доставке природного газа с Каспия на европейские рынки.

Показательно, что Польша намерена решить вопросы с выделением дополнительного финансирования на целый ряд проектов в рамках «Восточного партнерства», в частности попытаться подключить к этим программам деньги других стран, в ЕС не входящих. Среди таких «польских идей» - попросить в качестве донорских вливаний некоторые средства от России, которая с самого начала, напомню, относилась - да и относится сейчас - к самой затее «Восточного партнерства» как к антироссийской по своей сути и подрывающей ее позиции на постсоветском пространстве.

Еще один важный момент - ничего по-прежнему европейцы не собираются в рамках «Восточного партнерства» делать в регионе Центральной Азии. С одной стороны, никаких особых достижений у них не видно от действия программы на территории стран Восточной части СНГ и Закавказья. А с другой - в отношении центральноазиатских республик единая Европа так до сих пор и не выработала внятных планов и ориентиров, которые бы и ей самой помогли закрепиться в этом регионе, и странам Центральной Азии позволили бы прочувствовать реальную, а не декларативную заинтересованность европейских государств в эффективном сотрудничестве с этими республиками.

Помимо этого, единая Европа сейчас слишком сосредоточена на ликвидации последствий иммиграционных потоков, хлынувших на территорию Старого континента из Северной Африки и Ближнего Востока. А странам СНГ в рамках и «Восточного партнерства», и по другим направлениям, скорее всего, внимания уделяться будет все-таки немного, как бы польское председательство к тому Брюссель не подталкивало.

В этом году Европа должна будет «энергетически определиться» в отношении Каспия. Иначе за газом ЕС придется в будущем вновь обращаться только к России

Давно уже ведутся и общеевропейские споры о расширении сотрудничества стран ЕС с государствами Каспия в области «большой энергетики». Сколько было совершено взаимных визитов, сколько разного рода «больших» и «малых» бумаг было обоюдно подписано, а газовые потоки из региона Каспия как существовали лишь на чертежах да в проектах, так и остаются таковыми.

Проект Nabucco по доставке природного газа из Центральной Азии под дном Каспия через Азербайджан и Турцию в Европу как до сих пор дисскутировался, так и никакой конкретики вокруг этого вопроса и поныне не предвидится. Польша в этом проекте, как известно, меньше других европейских стран задействована, поскольку свои энергетические потребности удовлетворяет и за счет поставок из России, и за счет добычи собственного каменного угля.

Но в то же время поляки очень надеются на активизацию процесса создания единого европейского энергетического рынка, а также на то, что удастся в конце концов положить конец российской монополии на поставки природного газа в Европу. Будучи председателем ЕС, Польша наверняка активизирует свои личные контакты с теми же президентами стран Каспия (прежде всего - Азербайджаном и Туркменистаном), с тем чтобы попытаться до конца нынешнего года как-то возродить «газовый дух» в проекте Nabucco.

Если же это польской стороне удастся (а поддержку Варшаве в этом деле будут самым активным образом оказывать и сами еврокомиссары, и конкретно страны Центральной и Южной Европы), то не исключено и расширение общего сотрудничества ЕС со странами Центральной Азии прежде всего именно в области энергетики. А с этим в регион могут прийти и значительные европейские инвестиции, плюс там же вполне могут основательно закрепиться некоторые европейские энергетические компании.

Расширение «единой Европы» и безвизовый режим: мечтать невредно, но при польском председательстве этого не произойдет

Разумеется, при новом председателе в ЕС (несмотря на весьма ограниченные его полномочия, да и действительно возможность принимать через Брюссель некие «командирские решения») жителей постсоветских стран больше всего волновать будут два вопроса: есть ли какие-то варианты на обозримую перспективу для стран СНГ попасть в ряды Евросоюза, и когда можно будет в этот самый единый Европейский Союз ездить без виз.

Что касается процесса расширения ЕС, то Польша всегда выступала за него, поскольку сама сравнительно недавно туда попала и прекрасно помнит, с какими немалыми трудностями на «пути в единую Европу» ей пришлось столкнуться. В то же время на ближайшие годы, судя по всему, под влиянием ведущих европейских стран ЕС расширяться с приемом туда новых стран не будет.

Сейчас наиболее вероятными кандидатами для приема в ЕС считаются балканские страны бывшей Югославии (к примеру, Хорватия и Македония и даже Сербия), но у них по-прежнему есть спорные пограничные вопросы с соседями, да и по паспортам и контролю за внешними иммигрантами они пока не все еще сделали, как того желает официальный Брюссель.

Относительно Турции ее членство в ЕС хотя теоретически и стоит на повестке дня, но жестко отрицается целым рядом крупнейших стран Евросоюза, и на ближайшую перспективу вряд ли возможно. На постсоветской же территории самым вероятным «новым членом ЕС» может стать - и в весьма недалеком будущем - Молдова. Но если это и случится, то, скорее всего, в рамках единого с Румынией государства, а не в качестве самостоятельного члена этой организации.

Целый ряд шагов навстречу единой Европе делала в последние годы Украина (включая отмену виз для европейцев и расширение экономического партнерства). Однако в Брюсселе пока явно не готовы открывать «ворота» в постсоветские страны при условии, что границ между ними как таковых нет. А иммиграционные потоки не только из самой Украины, но и из таких стран, как тот же Афганистан и Китай, через постсоветские территории европейцы проконтролировать будут просто не в состоянии.

В то же время если на полноправное членство в Евросоюзе странам СНГ пока надеяться явно не приходится, то по визовым вопросам некое подобие переговоров ведется - и сравнительно давно. Правда, переговоры эти больше напоминают уверения друг друга в своем высочайшем почтении, но без каких-то конкретных обязательств, ответственности друг перед другом. И что самое главное - даже отдельно конкретной и определенной перспективы отмены Шенгенских виз для жителей тех же России, Украины или Казахстана пока не просматривается. Польша при всем стремлении развивать сотрудничество со странами СНГ вряд ли сильно обрадовалась бы установлению безвизового режима со странами СНГ, потому как тем же полякам свободный въезд конкурентной рабочей силы из Украины, Молдовы и России (не говоря уже о ряде центральноазиатских республик) на территорию единой Европы создал бы немало очевидных проблем.

Помимо этого, Польша, в принципе, готова подталкивать к сотрудничеству с государствами СНГ те же балтийские страны, но вряд ли Варшава станет каким-то образом лоббировать установление безвизового режима между ЕС и постсоветским пространством. К тому же нынешнее состояние Шенгенской зоны при массовом наплыве нелегальных иммигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока серьезно озадачило европейских руководителей. И буддировать тему открытия границ еще для значительной группы потенциальных мигрантов из постсоветских государств - для единой Европы совершенно не имеет никакого смысла.

В результате как минимум в течение ближайшего года ни с переговорами по возможному вступлению в состав ЕС странам постсоветского пространства не стоит тешить себя иллюзиями, и безвизового режима с единой Европой для них пока не предусматривается. Но это не значит, что вариантов нет вообще никаких. По крайней мере, руководство Польши вполне заинтересовано в сотрудничестве с тем же Казахстаном, а через Варшаву Астана может за предстоящие полгода и с самой Польшей гораздо эффективнее наладить диалог, и с единой Европой намного активнее решать многие важные двусторонние вопросы.

dn.kz

Предыдущая статьяПекин спасает Душанбе
Следующая статьяВ Ташкенте все спокойно...