CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Нефть пойдет в обход Залива

10 августа 2012

Нефть пойдет в обход Залива

10.08.2012 06:37, dn.kz

Арабские страны Персидского залива все меньше опасаются последствий военного конфликта между США и Ираном

Юрий Сигов, Вашингтон

Соединенные Штаты усиливают давление на Иран, с тем чтобы заставить его отказаться от осуществления ядерной программы (а вовсе не решений Совета Безопасности ООН), предпринимая все новые меры для усиления антииранских санкций. При этом давление осуществляется как на двустороннем уровне в отношении прямых действий самого американского правительства против Ирана, так и на уровне европейских и других союзников Америки, имеющих с Тегераном коммерческие или финансовые связи.

Каждый из таких вариантов «антииранского прессинга» наносит определенный ущерб иранской экономике и ее финансовому положению, но совсем даже не приближает момент сворачивания иранской ядерной программы. Как раз все происходит с точностью до наоборот: чем сильнее Соединенные Штаты прессуют иранцев разного рода санкциями, тем активнее Тегеран продолжает свою ядерную программу осуществлять, и в конце концов намерен довести ее до «победного финиша».

Тем самым усиливается вероятность военного разрешения конфликта в зоне Персидского залива. И не принципиально для мировых цен на нефть, кто конкретно ударит по Ирану - только ли Соединенные Штаты в компании с Израилем, или сами израильтяне по мере приближения президентских выборов в США решатся атаковать иранские ядерные объекты. Главным в случае возможного военного конфликта в Заливе будет, скорее всего, временное перекрытие Ормузского пролива, а, соответственно, - и резкий скачок мировых цен на «черное золото» с абсолютно непредсказуемыми последствиями.

Пока Иран готовится к войне за Ормуз, его арабские соседи от греха подальше разворачивают свои нефтяные трубы от опасного пролива

Как следует из официальных заявлений иранских руководителей (а им можно верить лишь с очень большой натяжкой, потому как и что реально намерен противопоставить Тегеран в случае войны с США и Израилем предсказать совершенно невозможно), первым делом вооруженные силы Ирана постараются заблокировать Ормузский пролив. Этот водный путь шириной в 40 километров является на сегодняшний день важнейшей мировой энергетической артерией, «закупорка» которой может очень серьезно дестабилизировать все мировые нефтяные рынки.

При этом Иран готов перекрыть Ормуз не только в случае прямой интервенции «вражеских судов и самолетов», но и в случае еще более удушающего введения санкций против этой страны. Иран в этом случае готов топить любое судно в Персидском заливе и при прохождении его через Ормузский пролив, если оно принадлежит одной из стран, поддерживающих санкции против Тегерана.

Со своей стороны Соединенные Штаты уже неоднократно давали понять, что именно попытки перекрыть Ираном Ормузский пролив станут той крайней точкой «терпения», которое готовы пока проявлять американские военные в регионе. Ведь ежедневно через Ормуз проходит примерно 17 миллионов баррелей нефти, и их даже временная задержка может привести к катастрофическим последствиям для всего мирового рынка «черного золота».

Показательно и то, что руководство Пентагона придерживается следующей точки зрения: если Иран не остановит свою ядерную программу (а что не остановит - абсолютно гарантированно), то разбомбить американцы на иранской территории готовы только те объекты и инфраструктуру, которые с этой программой непосредственно связаны. А вот если Иран осмелится перекрыть Ормузский пролив, то тогда Ирану со стороны США грозит «полный разгром и уничтожение всего его военного потенциала».

И хотя иранцы утверждают, что не станут перекрывать Ормузский пролив до тех пор, пока иранские танкеры через него все-таки еще весьма значительное количество нефти экспортируют на внешний рынок (какими бы жесткими не оставались на данный момент антииранские санкции), к неизбежному военному столкновению между Ираном и США готовится весь регион.

А арабские страны Залива не только фактически подталкивают Соединенные Штаты к тому, чтобы раз и навсегда «ликвидировать иранскую военную угрозу в регионе», но и спешно предпринимают целый ряд мер по переброске нефтепроводов из зоны самого Залива в его обход. И делается это для того, чтобы в случае военного конфликта в Персидском заливе их нефтяной экспорт если и пострадал бы, то лишь минимально.

Эмираты, Саудовская Аравия и Катар трубопроводно пойдут в обход Залива. Даже если война Америки с Ираном там и не начнется

Помимо предоставления возможности американским вооруженным силам пользоваться своей инфраструктурой и размещаться на своей территории для защиты от военной мощи Ирана, арабские монархии Залива активно в течение последних пары лет вели работу по прокладке новых и реанимированию старых трубопроводов, которые бы обеспечили доставку нефти из зоны Залива в обход Ормузского пролива к берегам куда более спокойных и безопасных акваторий.

Так, Объединенные Арабские Эмираты проложили новый трубопровод через эмират Фуджайру напрямую к побережью Индийского океана с тем, чтобы увести часть нефтяного экспорта (особенно предназначенного для Индии и Пакистана) от иранских берегов. В итоге, трубопровод длинною в 370 километров (а обошелся он ОАЭ в сумму, превышающую 3 млрд. долларов) позволит теперь поставлять нефть на внешние рынки из эмирата Абу-Даби даже в случае начала боевых действий в Заливе между Соединенными Штатами и Ираном.

Несколько по иному свои трубы в обход Ормуза решили прокладывать саудовцы. Они запустили нефтепровод через всю страну от ее восточных районов, где находятся самые крупные нефтеносные месторождения к западным портам страны на Красном море. По этому трубопроводу планируется перекачивать до четверти всего саудовского нефтяного экспорта. Интересно, что раньше по этому трубопроводу шел природный газ, а сам он был построен, когда шла война между Ираном и Ираком в середине 80-х годов.

Теперь же по этой трубе Саудовская Аравия намерена перекачивать до 40 процентов всей той нефти, которая сегодня экспортируется страной через Ормузский пролив. Кстати, помимо этого у Саудовской Аравии есть в запасе еще два трубопровода (и один дополнительно еще строится), которые также ориентированы на западные районы королевства. А, соответственно, нефтяной саудовский экспорт в ту же Европу в случае войны в Заливе не особо сильно может пострадать.

А ведь существует еще один трубопровод, который может быть использован совместно Саудовской Аравией и Ираком (а точнее, в том режиме, который будет выгоден Соединенным Штатам, по-прежнему контролирующим все нефтяные дела иракского правительства). Примечательно, что после свержения Саддама Хусейна этот трубопровод практически был «прихватизирован» под себя Саудовской Аравией. И теперь Эр-Рияд вполне может наладить поставки нефти по нему и своей, и иракской напрямую в порты королевства на Красном море.

И это не говоря уже о нефтепроводе, соединяющем Саудовскую Аравию с ливанским портом Сидон на побережье Средиземноморья, в который можно перекачивать нефть, минуя Ормуз для тех же европейских рынков. Все эти варианты саудовские руководители нынче не просто рассматривают как «возможные», а самым серьезным образом готовят их на случай возникновения прямых военных столкновений в Заливе между США и Ираном.

Все это свидетельствует о том, что даже в случае полномасштабного конфликта в Заливе в ближайшие, как минимум, полгода, мировые цены на нефть если и взлетят, то только на очень короткий промежуток времени. Сами же арабские страны Залива - основные мировые экспортеры нефти и природного газа (Катар) - уже сейчас делают все возможное, чтобы поставки что «черного золота», что «голубого топлива» на мировые рынки практически от такого столкновения не пострадали.

Понятное дело, что все до конца просчитать невозможно, и никакой новый или старый нефтепровод, запущенный в обход Ормузского пролива, не решит проблем с политикой и ядерной программой Ирана в этом регионе. Именно поэтому арабские монархии решительно пытаются убедить США, что с Ираном «надо как можно быстрее разобраться». И если это не сделает сейчас Б. Обама, то это неизбежно придется сделать уже новому президенту США - вне зависимости от того, кто им после ноябрьских выборов станет.

Пока Вашингтон немножко сомневается и немножко выжидает. Но Тегерану особо обольщаться на этот счет не стоит

Хотя переговоры так называемой «международной шестерки» (постоянные члены Совета Безопасности ООН плюс Германия) с Ираном по его ядерной программе ни шатко ни валко по-прежнему продолжаются, никто, по сути дела, иллюзий относительно их вероятной результативности не испытывает. Тегеран совершенно очевидно тянет время, чтобы довести свою ядерную программу до конца, и потом поставить все «высокие переговаривающиеся стороны» перед уже свершившимся фактом.

Больше всех по этому поводу беспокоится Израиль, но только своими силами он не сможет ни сорвать эту программу, ни даже на существенное время ее затормозить (особенно это касается ядерного объекта в Фардо, который буквально «врыт» в скалу, и никакими, даже самыми современными видами вооружений, полностью (да и даже частично) разрушен быть не может. Никаких инспекторов МАГАТЭ туда иранцы не пустят, так что информации по этому объекту у тех, кто хотел бы его уничтожить, крайне мало.

Помимо этого, арабские монархии Персидского залива постоянно убеждают и Соединенные Штаты, и тех же европейцев как можно быстрее дать «зеленый свет» на проведение военной операции против Ирана. Мотивируется это теперь не в последнюю очередь тем фактом, что значительная часть нефтяных поставок на мировые рынки из Залива может быть перенаправлена по другим водным артериям в обход столь опасного, и находящегося в непосредственной угрозе со стороны Ирана Ормузского пролива.

Правда, то, что иранцы вполне могут те же новые и уже существующие «обходные трубопроводы», проложенные в ОАЭ и Саудовской Аравии, элементарно разбомбить или вывести из строя с помощью оперативно осуществленных диверсий, почему-то во внимание не принимается. Да и сами Соединенные Штаты пока еще на высшем уровне не приняли «командирского решения» относительно сроков нанесения удара по Ирану.

Вашингтон не особо реа- гирует и на призывы Израиля «поторопиться по Ирану». А в том, что касается обеспокоенности арабских монархий Залива иранской ядерной программой, Соединенные Штаты сами будут определять когда и в каком виде «срывать» иранские ядерные планы. Вопрос сейчас только в том, будет ли с подобной, весьма неоднозначной, операцией связываться Б. Обама до президентских выборов, или все-таки это «иранское ядерное наследство» останется под ответственность нового хозяина Белого дома, кто бы им после ноября не стал.

Сейчас Б. Обама и сам выжидает (слишком много в случае проведения такой антииранской операции поставлено было бы для него на карту), и настойчиво отговаривает от «непродуманной поспешности» Израиль. С одной стороны, его помощники советуют не рисковать, чтобы не оказаться «непонятым» избирателями. А с другой стороны, многие американские эксперты направляют в Белый дом свои доклады, согласно которым ничего «особо страшного» ни для мировых цен на нефть, ни вообще для ныне существующего миропорядка в случае удара по Ирану не произойдет.

Международную реакцию в этом контексте ни те, ни другие советующие президенту США не рассматривают, потому как на нее можно и фигурально выражаясь «чихнуть». А вот по поводу цен на нефть и возможное влияние их неконтролируемого скачка на мировых рынках, перемещающийся на своей автомашине рядовой американский избиратель на самом деле может «не совсем все правильно осознать». И если ему придется даже в течение нескольких недель платить за бензин дома в половину (как минимум) больше, чем сейчас, то Б. Обаме это все тут же припомнится при голосовании.

Не будем забывать в этой связи и о том, что кандидат от республиканской партии на этих выборах М. Ромни подчеркивает, что является сторонником как можно более решительного нанесения удара по Ирану. Но это он столь решителен сейчас, пока идет предвыборная кампания. А вот что он будет делать, если действительно окажется в Белом доме в отношении иранской проблемы - очень даже большой вопрос.

В результате на данном этапе складывается ситуация, при которой напряженность в зоне Персидского залива (который арабы называют исключительно Арабским, а само упоминание о Персии в этом регионе считают историческим анахронизмом) будет сохраняться. И держать по-прежнему всех на «спусковом крючке», в том числе - и мировой нефтяной рынок. И чем ближе дата президентских выборов в США, и чем меньше толку становится от всяких переговоров да «всеобъемлющих санкций», тем больше вероятность именно силового решения ядерной программы Ирана. Причем для всех участников этого возможного конфликта с абсолютно непредвиденными последствиями.

dn.kz

Предыдущая статьяПомогут ли соотечественники Кыргызстану?
Следующая статьяВ Иране к новому году заблокируют весь Интернет - Фергана - международное агентство новостей