CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Не проиграть Центральную Азию

30 октября 2012

Press Digest 30 Oct 2012

Не проиграть Центральную Азию

Bahodur Sharifov (Xrt)

Не проиграть Центральную Азию

вторник, 30 октября 2012 г. 9:29:58, inozpress.kg

Интересы собственного экономического развития и обеспечения безопасности неизбежно заставят Россию уделять больше внимания углублению отношений с центральноазиатскими странами

Если сегодня приостановить производство героина в мире, то при нынешнем потреблении «стратегического запаса», складируемого как в Афганистане, так и в сопредельных государствах, хватит еще на 100 лет.

После дезинтеграции Советского Союза Центрально-Азиатский регион долгое время имел второстепенное значение во внешней политике России. Усилия были направлены на выстраивание отношений со странами Запада, а для стран Центральной Азии Россия по инерции сохраняла статус «старшего брата». Но сегодня, в условиях повсеместного истощения природных ресурсов, Центральная Азия с ее выгодным географическим положением становится одним из важнейших регионов мира в геополитическом плане. Нефть и газ, запасы урана, золота, цветных и редкоземельных металлов, широкий перечень других полезных ископаемых, удобные направления для прокладки коммуникаций привлекают многие развитые государства, альянсы и организации. Реализация новых транспортных проектов между Европой и Азией еще больше повышает роль ЦА как моста между двумя частями света.

Эти перемены заставляют Россию повернуться к региону лицом. Перспективы развития Центральной Азии (куда входят Афганистан, бывшие среднеазиатские республики СССР, Синзянь-Уйгурский автономный округ КНР, Монголия) во многом зависят от текущей политики и долгосрочных стратегий ведущих мировых игроков - США, Китая, России, ЕС, Ирана и Турции, а также от соседних с регионом стран - Пакистана, Индии и государств Персидского залива, которые оказывают решающее влияние на ситуацию и безопасность в Центрально-Азиатском регионе. Для России большое значение имеют минерально-сырьевая и энергетическая базы региона. С российским ВПК кооперированы многие предприятия бывших советских республик. Значение Центральной Азии в целом возрастает в контексте обеспечения безопасности российского Дальнего Востока. В странах региона находятся важные стратегические коммуникации, обеспечивающие транзит экспортно-импортных российских грузов в направлении Дальнего Востока России и Азиатско-Тихоокеанского региона. В краткосрочной перспективе национальные интересы России в регионе могут быть охарактеризованы как непосредственные интересы национальной безопасности и экономической стабильности страны.

Растущая наркоугроза

Наибольшая угроза исходит от Афганистана, погрязшего в межклановых войнах после вывода советских войск в 1989 году, которая усугубилась с вводом коалиционных сил стран Запада во главе с США десять лет назад. Результатом этих войн стало полное уничтожение экономики некогда благополучной страны, деградация населения. Страна превратилась в крупнейшего поставщика героина на мировой рынок.

По данным Государственного антинаркотического комитета РФ, на территории Афганистана сосредоточено 94% мирового производства опиатов. Ежегодное производство героина составляет 150 млрд разовых доз. Это более чем в 20 раз превышает численность населения Земли. Если сегодня приостановить производство героина в мире, то при нынешнем потреблении «стратегического запаса», складируемого как в Афганистане, так и в сопредельных государствах, хватит еще на сто лет. Целые районы таких афганских провинций, как Кундуз, Гельманд, Кандагар, на 99% обеспечивают себя необходимыми продуктами и товарами благодаря производству и налаженной торговле наркотиками.

По данным ООН, ежегодно в мире от афганского героина погибает более 100 тыс. человек. Каждый третий из них - россиянин. По официальным данным, каждые сутки в России от афганского героина умирает 82 человека. В 2010 году в России от потребления наркотиков погибло 80 тыс. человек - более 200 человек в день. Объем героина, употребляемого в последние годы в России, больше, чем во всех странах Европы вместе взятых. Число наркозависимых в Российской Федерации, по оценкам экспертов, составляет 2-2,5 млн человек.

В сегодняшнем глобальном мире наркотики превратились в мощное оружие, которое преимущественно используется на богатых ресурсами территориях, каковой является и Россия.

Понятно, что такие объемы наркотиков не производятся кустарным способом. Промышленной переработкой опиатов в Афганистане занимаются высокотехнологичные лаборатории, химические заводы, а объем используемых прекурсоров (химикатов и реактивов) измеряется тысячами цистерн, которые доставляются железнодорожным транспортом. По данным ООН, в самый урожайный из последних 2007 год из собранных в Афганистане 8200 тонн опия-сырца в лабораториях на территории страны было переработано более 66%, что составило 773 тонны чистого героина. По мнению специалистов-химиков, для производства такого количества героина необходимо около 12 тыс. тонн прекурсоров, в том числе 1,55 тыс. тонн ангидрида уксусной кислоты. По данным ООН, поставляемый из Афганистана на мировой рынок объем героина требует 13 тыс. тонн химикатов для производства. Бедные афганские пастухи и декхане не имеют ни средств, ни образования, ни транспорта для перевозки таких партий реактивов и продукции. На международной конференции по борьбе с наркоугрозой в октябре 2007 года был представлен доклад ООН, согласно которому афганский опиум, поставляемый на международный рынок, вырабатывается как раз в тех провинциях Афганистана, где и дислоцирован основной контингент коалиционных сил во главе с США.

Складывается впечатление, что натовская военная машина преследует в регионе собственные цели, создав четкую и уже физически ощутимую угрозу России. Если это не осознать и не предпринять в ближайшее время решительных шагов в интересах России в Афганистане и Средней Азии, то в этом регионе окончательно будет закреплен мощнейший плацдарм для разрушения нашей страны.

Потенциал велик

Сегодня непосредственным буфером между Россией и Афганистаном является бывшая советская Средняя Азия. Узбекистан, Киргизия и особо Таджикистан, имеющий самую протяженную границу с Афганистаном (1206 км), оказались на передовой. Страны с разрушенными традиционными народнохозяйственными связями, действовавшими в рамках бывшего Союза, нынешней массовой безработицей, испытывающие финансовый и кадровый голод, вынуждены отражать угрозу проникновения наркотиков, террористических групп, исламских фундаменталистов из соседнего Афганистана.

Средняя Азия на протяжении многих веков занимала важное место в международных отношениях. Это обусловлено ее выгодным расположением между Россией, Китаем, Ираном и Кавказом, наличием полезных ископаемых, а сегодня еще и энергетическим потенциалом.

Узбекистан выделяется добычей золота, выплавкой меди, машиностроением, ориентированным на хлопковый комплекс. Здесь представлены все предприятия, создающие машины для всего хлопкового цикла. В Ташкенте работает единственный во всей Средней Азии авиационный завод.

Среди полезных ископаемых, добываемых в Киргизии, можно выделить золото, уголь, уран, редкоземельные металлы. Имеется значительный гидроэнергетический потенциал.

Таджикистан обладает значительными ресурсами в виде полезных ископаемых и запасами воды для сельского хозяйства и производства электроэнергии. Таджикистан - одна из самых обеспеченных гидроресурсами стран в мире. На ее территории формируется до 70% водных ресурсов региона. Здесь находятся крупные месторождения золота и серебра, алюминия и цинка, свинца и висмута, урана, сурьмы, молибдена, вольфрама и ртути, драгоценных камней, соли, известняка и проч. Одно только месторождение серебра Большой Канимансур не имеет аналогов в мире. По данным специалистов, общие запасы серебра здесь - около 57 тыс. тонн. Кроме того, рудник богат свинцом и цинком. По оценкам экспертов, Таджикистан обладает 16% мировых запасов урана, входя в пятерку стран с крупнейшими запасами этого вида сырья. Есть месторождения нефти, природного газа, угля. Прогнозные запасы угля - 4-5 млрд тонн, 80% угля относится к коксующимся. Важнейшие сельскохозяйственные культуры - хлопок, табак, фрукты. Потрясающая по красоте природа - основа для развития горного туризма, учитывая, что 93% территории страны - горы.

Несмотря на очевидное стратегически важное положение, а также экономический и ресурсный потенциал центральноазиатских государств, Россия в общении с «младшими братьями» в основном ограничивается декларациями о стратегическом двустороннем партнерстве, статусным участием в различных региональных организациях, в большой степени концентрируясь на вопросах трудовой миграции.

В данном контексте фактический выход Узбекистана из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) после подписания с Россией Декларации об углублении стратегического партнерства и Меморандума о взаимопонимании выглядит не как непоследовательность или недружественный акт Ташкента, а как четкий сигнал Москве: пора менять свои подходы в отношениях с партнерами по Центрально-Азиатскому региону.

Сделать выбор

Для устранения исходящих из региона угроз России необходимо выработать долгосрочную стратегию сотрудничества со странами Центральной Азии, включая Афганистан, и начать реализацию взаимовыгодных проектов во всех отраслях, что позволило бы создать на территориях рабочие места, российским структурам - получать коммерческую выгоду, а российскому государству - выгоду политическую. В числе прочих это сняло бы и проблему массовой миграции населения среднеазиатских стран на север, и накал страстей вокруг этой проблемы в самой России.

Говоря о характере тесного взаимодействия со странами Центральной Азии, можно отметить, что России не нужно их «кормить», как полагает российский обыватель, а необходимо налаживать деловые отношения, основанные на взаимоуважении и учете взаимных интересов. Россия может выступить полноценным локомотивом интеграции на постсоветском пространстве, нисколько при этом не принижая роль других участников этого процесса. Взаимодействие с регионом важно и с учетом того, что Россия находится в Северном полушарии с замерзающими портами и ограниченным ассортиментом продуктов. Производственная кооперация позволит расширить номенклатуру продукции, оживить и развить многие отрасли народного хозяйства, а использование транспортной инфраструктуры региона обеспечит России выход к Индийскому океану и портам Персидского залива.

Российским политикам необходимо сделать выбор между очевидными национальными интересами и навязываемой извне «глобальной выгодой», которая, как сейчас уже очевидно, не отвечает российским интересам. Безусловно, это потребует пересмотра взаимоотношений России с США по многим вопросам.

В рамках собственной долгосрочной стратегии в деле поэтапной стабилизации и развития региона Центральной Азии России необходимо начать работу с наименее экономически развитыми и поэтому более уязвимыми Афганистаном и Таджикистаном. Для этого надо наладить отношения со всеми конструктивными силами в Афганистане, заинтересованными в развитии и становлении национального государства. Здесь до сих пор помнят, что СССР оставил Афганистану в наследство 142 промышленных и инфраструктурных объекта, которые обеспечивали 60% ВВП страны. Среди них - тоннель под перевалом Саланг, Джелалабадская ирригационная система, обеспечившая развитие сельского хозяйства в четырех афганских провинциях, самая мощная ГЭС страны Наглу, аэропорт в Кабуле, автотрасса Кушка-Термез-Кандагар, Политехнический институт и многое другое. Сейчас большинство этих объектов разрушено войной. Сегодня нужно помочь афганскому народу жить так, как он хочет, и получить гарантии, что угроза проникновения всякой заразы и деструктивных элементов в Россию со стороны южного партнера будет жестко пресекаться.

Важный партнер

В Средней Азии в свете произошедших событий (выход Узбекистана из ОДКБ и ставшее возможным размещение американских военных баз на территории республики) России необходимо нарастить военно-техническое и экономическое сотрудничество с Таджикистаном, нашим союзником по всем региональным организациям, включая ОДКБ. Страна, как уже упоминалось, имеет самую протяженную границу с Афганистаном. В основном граница проходит по труднодоступной местности, и ее легче охранять, нежели переносить охрану наших южных рубежей на границу с Казахстаном, как предлагают некоторые «компетентные люди», или на границу Единого экономического пространства с Узбекистаном. Во-первых, это дорогостоящее мероприятие, а во-вторых, случись дестабилизация обстановки в той же Ферганской долине, одном из самых густонаселенных мест на земле с явным преобладанием радикальных исламских настроений, Казахстан будет бессилен по объективным причинам, и ситуация серьезнейшим образом ударит по России.

Выбор Таджикистана не случаен. Во-первых, там расквартирована самая большая российская военная база за пределами России. Во-вторых, на высоте 2216 м над уровнем моря в горах Санглок на таджикском Памире, неподалеку от города Нурек, расположен объект космических войск России - оптико-электронный комплекс контроля космического пространства «Окно». Он используется для автоматического обнаружения высокоорбитальных космических объектов на высотах до 40 тыс. км, определения их орбит, класса, предназначения, состояния и национальной принадлежности. Комплекс осуществляет глобальный контроль космических объектов над Евразией, Северной и Центральной Африкой, акваториями Индийского, Тихого и Атлантического океанов. В-третьих, Таджикистан всей своей историей доказал, что является последовательным и верным союзником и партнером России. Доказательством особого отношения Таджикистана к России может служить предоставление в 2004 году территории республики под военную базу РФ на десять лет за символическую сумму один доллар в год и передача комплекса «Окно» в счет погашения 200-миллионного долга перед Россией. Хотя мало кто вспоминает, что в свое время за «Окно» американцы предлагали Таджикистану суммы, кратно превышавшие российскую плату и позволявшие стране реализовать почти все крупные энергопроекты на своей территории, что сняло бы ряд насущных проблем для республики. По условиям пакетного соглашения Россия обязалась инвестировать в энергетику и промышленность Таджикистана от 2 млрд долларов, но обязательств своих не выполнила. Сейчас у России есть возможность вернуться к ранее взятым на себя обязательствам и вернуть доверие стран - партнеров по региону.

Новая стратегия

Очевидно, что между странами региона сегодня наметились серьезные разногласия вплоть до демонстрации военной силы по главной региональной проблеме - водному вопросу. А сегодня это проблема первоочередная. Россия могла бы выступить гарантом будущих региональных соглашений по вопросу строительства ГЭС и распределения воды в странах низовья, не имеющих достаточных водных ресурсов. Со строительством и вводом в строй ГЭС в Таджикистане и Киргизии будет наблюдаться мультипликативный эффект с развитием промышленности и сельского хозяйства.

Общий объем гидроэнергоресурсов только Таджикистана оценивается в 527 млрд кВт·ч, в том числе технически возможных к использованию -202 млрд кВт·ч, а экономически целесообразных к строительству - 172 млрд кВт·ч. Это делает Таджикистан одним из самых обеспеченных этим возобновляемым и экологичным источником энергии в мире (8-е место по абсолютному потенциалу выработки, 2-е - после России среди стран СНГ). Такой потенциал позволяет не только обеспечить дешевой энергией себя, но и экспортировать ее в другие страны, в том числе в Афганистан. Это поможет разоренной и обескровленной войной стране наладить собственное производство и создаст предпосылки для нормального и последовательного развития. Соседи опасаются, что Таджикистан способен стать «энергетическим кулаком» Центральной Азии. Россия же, участвуя в крупных и средних энергетических проектах Таджикистана, выступила бы гарантом региональных соглашений по водному вопросу, отстаивая собственные интересы в регионе.

1 октября 2012 года, "Эксперт.ру"

Время показало, что ни Европа, ни США не заинтересованы в поступательном развитии региона и только Россия способна изменить ситуацию. В противовес американской концепции «экспорта демократии» Россия может предложить концепцию «экспорта развития». Курс государства на инновационную экономику должен предполагать создание рынков сбыта продуктов и даже самих инновационных технологий. А это возможно, если индустриализация соседних, менее развитых стран будет проходить с российским участием и даже под российским контролем. Российский принцип промышленного развития должен состоять в том, чтобы, развивая других, развиваться самим. Если мы хотим развиваться, а не прозябать, завися от цен на нефть и глобальных кризисов, нам необходимо развивать страны подбрюшья.

В этом плане показателен пример Японии, которая разрабатывает новые технологии, а те, что уже отработаны, передает другим, прежде всего Юго-Восточной Азии. Страна-лидер обеспечивает технологический прогресс, который подхватывают следующие за ним страны. Мы должны понимать, что нам нужны сильные и благополучные соседи, а не беднейшие страны, несущие угрозу нашему существованию.

Любое явное осложнение ситуации в пределах границ государств Средней Азии может негативным образом сказаться на самой России. Это и поток беженцев, и увеличение потока наркотиков, и проникновение экстремистских групп радикальных исламистов на территорию страны. Уже скоро борьба за влияние в Центральной Азии может приобрести многоуровневый характер. Первым станет уровень геополитических столкновений крупных игроков - РФ, США, КНР - в защите и укреплении своих интересов в регионе. Затем борьба перейдет на региональный уровень - между самими странами Средней Азии с участием блоков ОДКБ, ШОС, НАТО - и закончится внутриполитическими столкновениями на национальном уровне между политическими группировками внутри самих стран Средней Азии. В прямых интересах России не допустить дальнейшей деградации и «афганизации» стран региона. Сегодняшней России чрезвычайно важно иметь четкую позицию и последовательную программу реализации своих стратегических национальных интересов в контексте развития Центральной Азии.

inozpress.kg

Предыдущая статьяКыргызстан страдает от нехватки питьевой воды
Следующая статьяАмериканский профессор об экстрадиции Максима Бакиева в США