Никто не ведает, какой будет цена «черного золота»в наступающем году. И никто не знает, что с этим делать
Пока многочисленные эксперты думают- гадают, что же будет с мировыми ценами на нефть в ближайшие месяцы, а большие начальники, заправляющие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) вместо снижения добычи (для роста мировых цен) эту самую добычу решили нарастить, в очередной раз позабытой осталась главная проблема всех нефтедобывающих стран - насущная необходимость диверсификации их экономик.
То, что об этом ежегодно в своих посланиях да обращениях к нации говорят первые лица государств, «замешанных» на нефтедобыче - давно уже всем привычное явление. Грозятся эти первые лица и увеличением ассигнований на науку и новые технологии, выделением средств на развитие альтернативных источников энергии. И даже надеются на то, что очень скоро нефть вообще никому в мире не понадобится. Но вот подишь ты: как грозило падение мировых цен на нефть неслыханными бедами и напастями всем нефте-добывающим государствам, так воз и ныне паркуется все там же.
Итак, что же будет с нефтяными ценами на ближайщие месяцы? Чем это обернется для мировой экономики? Что делать всем тем, кто нефтью единой до сих пор жив-здоров, и на что-то иное в плане доходов в казну государственную не расчитывает? И как все-таки сделать так, чтобы заседания разных чиновников от ОПЕК не наносили столь уж разрушительного ущерба тем государствам, где по нефтяным раскладам верстается не просто госбюджет, но и реально определяется благосостояние (или отсутствие такового) для подавляюшей части собственного населения?
ОПЕК надо давно ликвидировать. Но никому это не нужно, а сами эти граждане добровольно по своим «нефте-камерам» не разбегутся
Начнем с самых элементарных сюжетов, осознав которые можно хотя бы приблизительно просчитать, что будет на мировых нефтяных рынках на ближайшие несколько месяцев. Вот на недавнем заседании представителей стран ОПЕК было решено увеличить добычу нефти теми, кто входит в эту контору-картель. Логика вроде бы «от сумашествия» - товар итак стоит в три раза меньше, чем полтора года назад. А производители еще намерены больше его выбрасывать на давно перенасыщенный рынок, и тем самым снижать цены на «черное золото» до попросту неприличных цифр.
Утверждают некоторые эксперты и о 40 долларах за баррель в ближайшие пару недель, а кто-то и совсем пессиместичен - меньше 30 долларов видят такие персонажи цену уже к началу марта будущего года. При этом не забудьте: больше половины нефтедобывающих стран не входят в ОПЕК, им никакие тамошние решения да квоты- не указ. Но они ведь тоже - игроки нефтяного рынка, свою нефть они туда регулярно все равно подбрасывают, поэтому, чем ее там будет больше, тем цены на «черное золото» будут все ниже.
Ко всему подобному «ОПЕК- заговору» по росту добычи нефти следует добавить и весьма непростую ситуацию, которая нынче складывается на газовых рынках, что напрямую касается таких стран, как России и Туркменистана. «Турецкому потоку» фактически уже подписан смертный приговор (пока господин Эрдоган находится у руля в Анкаре), никакого Транс-каспия из Туркменистана в Европу не допустят ни Россия, ни Иран. А Китай если и будет закупать у России газ (помните такой активно рекламировавшийся проект как «Сила Сибири»?), то совсем не в тех объемах, на которые расчитывали изначально в Москве.
Самое же важное во всей этой смутной ситуации вот что: ОПЕК давно уже перестала хотя бы элементарно регулировать мировые цены на нефть, для чего, собственно говоря, ее в 1960 году и создавали. Если товара на рынке становится много, то его «попридерживали», и тем самым увеличивают его мировую стоимость. И наоборот. Но ОПЕК давно уже подобным регулированием спроса-цены на нефть не занимается. Каждый там гребет в своей «нефте-лодке», и всем до всех остальных - по «большому барабану».
Замечу, что если еще пару лет назад целый ряд стран рассматривал возможность вступления в ОПЕК, а кое-кого (типа Индонезии) туда даже официально приглашали, то сейчас на повестке дня вопрос совсем другого содержания: а кому нужна эта группа стран, где каждый себе- командир, где министры энергетики не в состоянии ни о чем конкретном и скоординированном договориться? И где решения, принимаемые узкой кучкой лиц не только никакого влияния на рынок не оказывают, но только вносят все больше хаоса и неопределенности во всю энергетическую картину мира (которая итак от многочисленных геополитических конфликтов сама по себе не внушает оптимизма)?
Ведь действительно наблюдается какой-то международный нефте-абсурд. Все кругом ждут каждого очередного заседания министров энергетики стран ОПЕК (а следующая их встреча намечается аж на июнь будущего года, и это если не произойдет до этого чего-то совсем уж нефте-обвального). А как только такая встреча проходит, то никто и ничего не может по ее результатам понять.
Вроде бы снижение цен на нефть бьет по бюджетам прежде всего нефте-добывающих государств, включая и тех, кто в ОПЕК не входит (Россия, Казахстан, Азербайджан, Мексика, США, Норвегия и так далее). Но собрались дядечки из ОПЕК - нарастить решили еще добычу, снизили тем самым мировые цены, и сами же себе (в первую очередь) нанесли совершенно конкретный финансовый ущерб, исчисляющийся в миллиардах долларов. Ради чего? Может быть, они совсем выжили из ума, и сами себя решили уничтожить?
К примеру, та же Саудовская Аравия, которая единоначально «рулит» в ОПЕК, снижением цен на нефть фактически подрубает финансовую основу собственного благополучия. Растет внешний долг королевства, урезаются многочисленные государственные программы соцподдержки, а посему народ явно начнет выражать по этому поводу недовольство. И тем самым Саудовская династия оказывается перед лицом кризиса самого существования государства. Тогда зачем она все это делает: ей что, движет безудержная жажда похоронить американскую сланцевую нефтедобычу, и вновь установить исключительно саудовскую монополию на нефтепродажи на мировых рынках?
Иран здесь виноват лишь частично. Больше виноваты слухи и домыслы вокруг его энергетики
Еще одна нефте-загадка последних месяцев- это Иран, ядерная сделка между Тегераном и Вашингтоном, и якобы возможность снятия санкций с Ирана уже в самом ближайшем будущем. А если такое произойдет (если), то вроде как нефть из Ирана сразу же должна политься на мировые рынки, и тогда уже баррель «черного золота» будет стоить то ли 20, то ли даже 10 долларов. Самое поразительное, что все подобное на полном серьезе обсуждают очень даже с виду авторитетные персонажи из мира нефте-прогнозов. И чем больше подобных обсуждений -рассуждений, тем нефть на самом деле на мировых рынках стабильно продолжает дешеветь.
Та же ОПЕК, куда Иран, между прочим, входит несмотря ни на какие санкции, свои последние решения об увеличении добычи мотивирует именно «иранским фактором». Дескать, санкции против Ирана все равно снимут (интересно, кто этой публике подобное внушил?), а значит, это автоматически вернет Тегеран на передовые позиции в энергетическом мире. Со всеми вытекающими отсюда последствиями - то есть еще большим снижением стоимости нефти на мировых рынках.
Пока на долю стран ОПЕК приходится более 40 процентов мировой нефтедобычи, но вся ее политика - полная неопределенность - причем абсолютно во всем. Та же самая картина - и вокруг Ирана с его нефтезапасами, экспортом и элементарной геополитикой в зоне Персидского (Арабского) залива. А это - прямое противостояние с Саудовской Аравией, усиление роли Ирана в Сирии и Ираке (который тоже вот-вот по полной программе вернется на мировые нефтяные рынки, где пока Багдад работает явно не в полную мощь), а также возможное сотрудничество в энергетической сфере России, Азербайджана и Ирана.
В итоге вся эта неопределенность напрямую дает во-первых, возможность самому Ирану выбирать для себя и форму поведения в рядах ОПЕК, а также в отношениях со своими нынешними и будущими клиентами (это на случай, если санкции против Тегерана на самом деле будут постепенно отменяться, что далеко еще не факт). А во-вторых, Иран может одновременно разыгрывать сразу несколько нефте-газовых карт - и с Туркменистаном, и с Россией, и с Азербайджаном, и в отношениях с Индией и Пакистаном (плюс добавим сюда существенные газовые возможности иранцев).
Все это будет напрямую влиять как на мировые цены на нефть, так и подспудно «подвешивать» любые иные энергетические расклады- как вокруг Каспия, так и самого региона Персидского (Арабского) залива. Ведь свистопляска вокруг Сирии - только вершина огромного «айсберга региональной нестабильности», которая будет очень длительное время еще оказывать прямое влияние на мировые цены на нефть. Плюс заставлять «играть в геополитику» здесь и те государства, которые от здешних краев расположены на очень почтительном расстоянии.
Америке заграничная нефть больше не нужна. Но и со странами ОПЕК американцам нужно срочно что-то делать
Теперь - о самом влиятельном, и пока держащемся несколько в тени нефтяном игроке рынка - Соединенных Штатах. Почти все эксперты твердят в один голос, что вся эта эпопея с падением цен на нефть устроена саудитами для того, чтобы не столько России чем-то насолить, сколько похоронить сланцевую промышленность США. Эти ребята - прямые конкуренты саудитам на мировых рынках. А поскольку Эр-Рияд может себе позволить жить-не особо тужить и при ценах в 10 долларов за баррель нефти (для сланца в Соединенных Штатах добыча имеет смысл только при цене как минимум в 65-70 долларов за «бочку»), то борьба на истощение будет вестись саудовцами и дальше.
«Победный конец» здесь предусматривает полный отказ американцев от собственного производства нефти, и признание того факта, что Вашингтон не может по своему усмотрению определять мировые цены на «черное золото». Но тут вот какие интересные реалии наблюдаются. Сама Америка нефтью перезатоварена и перенасыщена. США итак покупают втрое меньше нефти на мировых рынках, чем еще 10 лет назад. Многие рынки, которые раньше работали только на Америку, нынче для нее вообще не имеют никакого значения.
Почти ничего не покупает Америка из нефти в Африке, соседняя Мексика, которая раньше экспортировала нефть в США теперь сама у них намерена приобретать «черное золото». Все меньше поставляет в Соединенные Штаты нефти Венесуэла, а Катар, который понастроил на побережье Техаса несколько терминалов для поставок в Америку сжиженного газа, нынче срочно пристраивает свое сырье в Европу и Азию. Свои же сланцевые компании не просто сделали за последние 6-7 лет Америку почти полностью нефте-снабжаемой собственными ресурсами, но и позволили американскому правительству строить совершенно иную политику в отношении нефте-экспортирующих государств, нежели это было еще несколько лет назад.
В Саудовской Аравии, правда, ждут, что еще годик-два, и американские сланцевые компании пойдут по миру, разорятся и те, кто сланцевые энергоресурсы добывал в соседней Канаде (в том же канадском Калгари более половины нефтяных компаний временно уже приостановили свою работу. Но как показывает практика, нет ничего более постоянного, чем временное). А если это произойдет, то тогда те же саудовцы легко могут вновь поднять мировые цены на нефть до 100-120 долларов за баррель, и уже вроде как от американских конкурентов ни в чем не зависеть.
Но так может быть только в теории, которая полностью оторвана от жизни. Прежде всего, Саудовская Аравия находится полностью под финансовым и военным контролем США. Американцы в любой момент могут так «построить» тамошнего короля с его двором и ближайшими родственниками, что само существование королевства в его нынешних границах тут же будет поставлено под очень большой вопрос.
Почему так до сих пор не произошло? Просто на сегодняшний день Америке Саудовская Аравия нужна для решения ряда ближневосточных проблем, и конкретно США нынешнее падение мировых цен на нефть не особо задевает. Плюс саудовская игра на понижение мировых цен бьет по карману двух главных геополитических противников Соединенных Штатов - России и Ирана (к тому же непросто и Венесуэле, но с ней Вашингтону после смерти У. Чавеса разбираться стало намного легче).
И тут вновь для стран-экспортеров нефти (прежде всего - России, Казахстана и Азербайджана) на повестку дня выходит главный, и ставший уже вечным вопрос. Почему до сих пор «игры в котировки» стран ОПЕК, США, кого-то еще напрямую угрожают национальной безопасности вышеупомянутых государств? Почему падение цен на нефть на мировых рынках, к чему ни одна из вышеперечисленных постсоветских стран не имеет никакого отношения, бьет их под самый «дых» уже не в первый раз? И сколько подобное положение дел будет продолжаться?
Здесь надо прежде всего отметить тот факт, что рынки всех трех постсоветских нефте-экспортирующих республик - очень емкие, и могут работать при тесном взаимодействии почти полностью только на себя. В той же России все эти два года так называемых «западных санкций» идет самый натуральный саботаж. Российские правящие круги при всем своем словесном якобы патриотизме ждут-не дождутся, когда же эти самые западные санкции закончатся. А вместо развития собственного производства все время стонут, что цены на нефть вновь снизились, а значит, они смогут меньше (и уже меньше на Западе, чем на Востоке) приобрести тех или иных промышленных и продовольственных товаров.
Тоже самое касается и Казахстана, против которого санкции никто не вводил, но который повязан с Россией массой внешних соглашений, включая и торгово-экономические. А ведь имеющиеся деньги из госкармана надо тратить на развитие своей страны, национального аграрного и промышленного сектора. И тогда никакие мировые цены на нефть и их падение не будут угрожать национальной безопасности страны. Плюс нужен здоровый протекционизм собственной экономики. А вступление в разного рода ассоциации свободной торговли, где вся «свобода» - это беспрекословное подчинение тем, кто сильнее, влиятельнее и просто циничнее.
А пока этого всего не будет, любое движение мизинца левой ноги министра энергетики Саудовской Аравии или клерка штаб-квартиры ОПЕК в Вене будет повергать в полное уныние руководство десятков стран мира. Которые сами нефть на внешние рынки по-прежнему при любых ценах экспортируют, но ничего кроме нефти для обеспечения нормальной жизни собственного населения производить так до сих пор и не научились.
Юрий Сигов, Вашингтон