CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

globe.kz

Новая роль России в Центральной Азии

29 января 2002

роль России в Центральной Азии

Ныгмет ИБАДИЛЬДИН ibadildin@mail.ru

Послушай, он вернется. Есть захочет и придет. Вернее - прилетит. С. Довлатов. "Иностранка"

Один Илья пугает девок, Скача в одном носке. Я гляжу на это дело В древнерусской тоске. Б. Гребенщиков

Назначение Алтынбека Сарсенбаева на пост посла Казахстана в России - не только более чем ответственное задание или политическая ссылка, но и демонстрация того, что Казахстану необходимо каким-либо образом приспосабливаться к возросшей активности России, и на этом участке работы требуется высочайший профессионал.

А в Москве прежний казахстанский посол, какой хороший бы он ни был, засиделся. Нужны новые люди, потому что новое время. Новая Россия, и ее отношения с соседями тоже будут выстраиваться по-новому. И в Казахстане понимают, что внешняя политика становится важной частью политики вообще (Как не вовремя ДВК, но это же и подстегивает, с другой стороны. Ведь демократическое собрание получило телеграмму от Хакамады, лидера СПС, чьи люди близки к Путину). И Россия требует внимания со стороны Казахстана, потому что в Центральной Азии в последнее время наблюдается колоссальная активность России. И это все после победы Соединенных Штатов в Афганистане. Россия не хочет, да и не может просто так отдать то влияние в регионе, которое нарабатывалось веками.

К признакам такой активности России можно отнести, прежде всего, возвращение российского бизнеса в регион. Это происходит пока не так явно, как те же самые многомиллиардные контракты с американцами, но, тем не менее, россияне возвращаются.

Куплен в Казахстане подшипниковый завод. ГРЭС-2, вокруг которой разгорелся весь сыр-бор между журналистами и представителями ДВК, находится под контролем РАО ЕЭС. Пластмассовые заводы в Атырау и Актау куплены российскими бизнесменами. Нефтегазовый гигант России ЮКОС, чья добыча нефти в год превышает аналогичную в Казахстане, в этом месяце выкупил контрольный пакет акций у предприятия, разрабатывающего месторождение Федоровское вблизи Карачаганака.

А ЛУКОЙЛ, конкурент ЮКОСа на российском рынке (или входящий с ним в олигополию нефтегазовых компаний) выкупает газовое месторождение в Узбекистане. На этом фоне логичной выглядит поддержка на государственном уровне. В России с интервалом в несколько дней побывали Туркменбаши Сапармурат Ниязов и президент Азербайджана Гейдар Алиев. Все закончилось в пользу российских бизнеса и политики. Туркменистан будет 10 лет транспортировать свой газ через российские трубопроводы, а Азербайджан еще раз подтвердил общность позиций между Москвой и Баку по правовому статусу Каспийского моря.

А в Алматы в это время пребывала делегация России, обсуждающая проблемы ЕврАзЭС - а в этом экономическом блоке доминирует Россия, это не СНГ, где одна страна - один голос.

Вот так политика и бизнес атакуют с разных флангов и идут рука об руку. И пусть нет таких больших финансовых ресурсов, как у стран Запада, но есть преимущества, заданные просто географической и исторической судьбой - все трубы и все дороги для постсоветских стран Центральной Азии ведут не в Рим, а в Москву. Но если в Рим - то только через Москву: так они построены.

Эта гиперактивность российского бизнеса и российских политиков объясняется тем, что сменилось поколение высших управленцев в офисах компаний и в государственных кабинетах. В бизнесе на смену красным директорам а-ля Рем Вяхирев пришли молодые, по-английски говорящие и по-американски агрессивные Кукесы и Ходорковские.

Новые российские политики лишены каких-либо иллюзий о "братских" взаимоотношениях: прагматизм, влияние и деньги - вот такой комбинацией они руководствуются. Одно порождает другое, а сама связка чрезвычайно эффективна. Раз есть суверенитет, то есть национальные интересы. У кого больше ресурсов для их защиты, тот от защиты переходит к нападению.

В эпоху парада суверенитетов из Алматы - тогда она была столицей - говорилось о том, что уже нет первых и вторых, старших и младших. Все, закончилась эпоха, все теперь независимые. А в Кремле царило настроение, что "ешьте суверенитета, сколько хотите" или "никуда они не денутся".

А вдруг денутся? А вдруг придет Дядя Сэм, построит свои базы, аэродромы, захватит или купит все экономически лакомые куски, протянет трубу Баку - Джейхан - и все, ушел регион, где блистали Скобелев и Черняев всего-то 150 лет назад.

Отсюда и активность из Кремля. Такой активностью россияне в борьбе за влияние могут заменить недостаток ресурсов, которых в избытке у США.

И вот российский бизнес активизируется, Туркменбаши и Гейдар Алиев - в Москве, МЧС России - в Кабуле, Горчаков может гордиться за своих потомков - не пропьют такие Россию.

А для Казахстана, который из центральноазиатских стран нас волнует больше всего, шансы на многовекторность в контексте такого давления как экономических, так и политических кругов из России, испаряются. Естественно, что огромные инвестиции американских компаний и их политическое влияние никуда не исчезнут. Но будет возрастать российское.

И Казахстану в этом медвежье-орлином противостоянии требуется балансировать, забыв о многовекторности. А любой ход в сторону демократии, в том числе по ДВК, означает сближение с США?

---------------------------------------------------------------------------- ----

globe.kz

Предыдущая статьяТуркменбаши боится американцев
Следующая статьяСША зарядили мышеловку для лидеров Средней Азии