зарядили мышеловку для лидеров Средней Азии "Содействие процессам демократизации", о котором говорит Вашингтон, зачастую заканчивается падением режимов, которые есть повод обвинить в недемократичности
Горностаев Дмитрий 28 января 2002
Вопрос о возможности долгосрочного присутствия США в Центральной Азии - странах СНГ - имеет свою, пусть краткую, но непростую историю. Началась она, как известно, с контртеррористической операции, проводимой Вашингтоном в Афганистане с санкции Совета Безопасности ООН. Соединенные Штаты при проведении операции, особенно на ее начальном этапе, нуждались в помощи граничащих с Афганистаном и близлежащих государств, среди которых и центральноазиатские страны-участницы СНГ. Теперь же, когда активная фаза операции завершилась, США начинают вести себя в этих странах иначе.
Большинство стран в регионе в той или иной форме оказывают такое содействие и по сей день. В этом и заключается смысл антитеррористической коалиции, объединяющей государства, решительно выступившие против терроризма, исходящего, в частности, с территории Афганистана. Каждый вносит свой посильный вклад в дело борьбы с терроризмом. Кто-то предоставляет воздушное пространство для пролета американских самолетов - военных и с гуманитарной помощью, кто-то и аэродромы для посадки этих самолетов. При этом каждое государство, в том числе и страны-участницы СНГ, сами решают вопрос о форме своего вклада в общее дело.
Примечательно, однако, другое. В Вашингтоне на раннем этапе операции заявляли, что в планы США не входит долгосрочное военное присутствие в регионе, в частности присутствие в центральноазиатских странах-участницах СНГ. Однако чем ближе завершение операции, тем реже звучат такие заявления. Более того, представители Пентагона уже открыто заявляют о том, что, в частности, аэропорт Манас в Киргизии должен стать плацдармом для долгосрочного военного присутствия США в бывших советских республиках Средней Азии. Насколько известно, и в Узбекистане американцы намерены взять в долгосрочную аренду уже используемый ими в ходе операции в Афганистане аэропорт Ханабад.
Возникает вполне уместный в этой ситуации вопрос: как относится к этим планам (а теперь уже можно говорить - практическим шагам) Москва. Нетрудно догадаться, что резкий разворот, изменение позиции США без каких-либо вразумительных объяснений необходимости постоянного присутствия в регионе заставляет Кремль задуматься об истинных намерениях Вашингтона. Речь, разумеется, не идет о том, чтобы объявлять тревогу и радикально менять взятый курс на партнерство. Однако этот самый новый курс в характере отношений между США и Россией, о чем заявляют лидеры двух стран, предполагает, что любые действия американцев на южных рубежах России требуют транспарентности, взаимных консультаций, как и подобает вести себя партнерам.
Что же касается самих стран, которые готовятся принять на постой американцев, то они, по всей видимости, рассчитывают получить взамен гостеприимства помощь Соединенных Штатов в решении их экономических проблем. Причем, как они надеются, помощь весьма масштабную, ведь положение во многих из них после распада СССР крайне сложное. Некоторые лидеры в регионе полагают, что с помощью США будут реализованы проекты типа создания "нового шелкового пути", которые принесут процветание региону и сразу снимут все проблемы. При этом забывается о том, где бывает бесплатный сыр.
А риск попасть в мышеловку есть. В этом смысле весьма показательно выступление представителя госдепартамента в сенате США, который заявил, что целью долгосрочного американского присутствия в Центральной Азии является "содействие экономическим реформам и процессам демократизации". Цель, конечно, очень благородная и заслуживает поддержки. Но нынешним политикам стран этого региона полезно помнить об опыте такого содействия США в других странах, которое, как правило, сопровождалось поддержкой "демократических сил", оппозиционных существующим режимам. Все это уже не раз выливалось в дестабилизацию политической ситуации в этих странах, сметавшую эти самые режимы.