11 СЕНТЯБРЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Антитеррористическая операция в Афганистане практически не затронула боевое ядро исламских экстремистов Дмитрий Николаев
Реалии Помимо группировок, ведущих борьбу за контроль над территориями на севере Афганистана, практически повсеместно в стране действуют банды обыкновенных уголовников. Как сообщили представители Всемирной продовольственной программы ООН, только за прошлую неделю вооруженные люди захватили почти 50 тонн продовольствия, предназначенного для афганского населения.
Но разбоем на дорогах занимаются не только афганцы. Об этом мне рассказали два молодых человека 28-30 лет на вид, с которыми удалось встретиться после долгих переговоров на рынке Кундуза. Они оказались гражданами Узбекистана. По словам одного из них (назвавшегося Рустамом), он родом из Термеза, второй (этот парень своего имени не назвал) - из Маргелана.
В Афганистан оба попали так. В конце 1992 г. вступили в движения "Товба" ("Покаяние"), одним из основателей которого был Джумабой Ходжаев, ныне известный как военный руководитель Исламского движения Узбекистана Джума Намангани. Первое время под руководством миссионеров из Саудовской Аравии занимались изучением и пропагандой ислама. Затем, когда Ходжаеву и его соратникам предложили пройти подготовку на базе исламистской организации "Джамаат-е ислами" в районе города Варсадж афганской провинции Тахар, по его рекомендации мои собеседники вместе с 10 другими молодыми мужчинами через Туркмению, Азербайджан, Иран также прибыли туда.
Там с ними работали инструкторы пакистанской межведомственной разведки (ИСИ). Те, кто выдержал двухмесячный курс обучения и успешно сдал экзамены, были направлены в лагерь "Бадер-2", находящийся неподалеку от Кандагара. Последовали еще два месяца напряженной подготовки. Снова занятия с узбеками проводили преимущественно пакистанские офицеры из ИСИ. Несколько раз они встречались с Ходжаевым, который осваивал отдельную программу и жил отдельно от своих соотечественников.
Затем на некоторое время их пути разошлись. Намангани уехал в Пешавар. Моих же "героев" перебросили в Таджикистан, где в это время шла гражданская война. В составе одного из отрядов непримиримой таджикской оппозиции они воевали до лета 1996 г., а в сентябре их переправили в Саудовскую Аравию, где они прошли спецкурс в одном из религиозных центров для иностранных студентов. В роли наставников здесь выступали сотрудники саудовской Службы общей разведки. После окончания учебы парни оказались в одном из лагерей Исламского движения Узбекистана, базирующегося на севере Афганистана. Оттуда они под командой Намангани в 1999 и 2000 гг. дважды совершали рейды в центральноазиатские государства СНГ.
Первый раз шли через афгано-туркменскую границу, перейдя ее нелегально помощью с проводников из числа местных жителей. Из Туркмении в указанный им район сосредоточения неподалеку от Ферганы попали таким путем: вначале до Бухары, а оттуда до Ташкента добирались где на поездах, где попутным автотранспортом, где пешком. Из Ташкента на легковой машине их перебросили в кишлак, расположенный неподалеку от Ферганы. По всему маршруту следования содействие им оказывали либо члены ИДУ, либо люди, которые поддерживали идеи организации. Второй раз в Узбекистан они приехали по туристическим визам через Казахстан.
Третья, решающая, попытка свергнуть режим Ислама Каримова, по их словам, планировалась на осень 2001 г. Предполагалось, что поход на Ташкент станет составной частью широкомасштабного наступления талибов на севере Афганистана. Сигналом к этому должны были стать ликвидация Ахмад Шаха Масуда и террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне.
С апреля прошлого года в Узбекистан из Афганистана примерно такими же методами начали просачиваться передовые отряды ИДУ, которые по сигналу должны были поднять мятеж в Ферганской долине. Они размещались на конспиративных квартирах, уточняли объекты захвата, места проживания людей, подлежащих уничтожению по сигналу "Х". По словам собеседников, практически все боевики, переправленные в Узбекистан, там так и остались. Однако намеченные планы не осуществились.
Когда началась антитеррористическая операция, формирования ИДУ участвовали в обороне Мазари-Шарифа и Кундуза. Вместе с узбеками в составе отрядов ИДУ было немало чеченцев и уйгуров. Как рассказали молодые люди, где-то недели три назад им стало известно, что в провинции Кунар местные жители захватили нескольких чеченцев и выдали их за солидные деньги американцам.
Политический лидер ИДУ Тахир Юлдашев Афганистан покинул давно. Никто из рядовых членов организации не знает, где он может скрываться. Одни предполагают, что в Саудовской Аравии, другие - в Объединенных Арабских Эмиратах. Намангани бежал из осажденного Кундуза накануне сдачи города. Предварительно по его приказу был распущен слух о том, что якобы военный лидер ИДУ убит во время бомбежки. Правда, дня через четыре после сдачи Кундуза Намангани видели в провинции Пактия. Учитывая, что его учителями и покровителями являлись преимущественно саудовцы и пакистанцы, Намангани может сейчас скрываться либо на Аравийском полуострове, либо где нибудь в Пакистане.
О том, что руководители ИДУ живы, причем не только высшие, собеседники предполагают по приказам, которые они время от времени получают. Сейчас, например, им велели отправляться в Узбекистан, раствориться среди местного населения и ничего не предпринимать до получения соответствующего сигнала. По их данным, кое-кто из боевиков ИДУ уже выдвинулся к границе и ждет удобного момента для нелегального перехода. Часть боевиков укрылась в труднодоступных горных районах провинций Хост и Кунар. Кое-кому удалось перейти в северо-западную провинцию Пакистана.
Рустам и его друг уверяли, что больше воевать не хотят. В то же время, видимо, натворив немало такого, за что их дома могут и не простить, возвращаться в Узбекистан боятся. Поэтому, чтобы выжить, они вместе с отрядом одного из местных полевых командиров время от времени участвуют в набегах на гуманитарные конвои международных организаций.
Хайратон-Кундуз (Афганистан)