CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

panorama.kz

По поводу гипотетического проекта трубопровода через Афганистан уже сегодня можно назвать аргументы "против".

1 февраля 2002

2002 ?04 февраль По поводу гипотетического проекта трубопровода через Афганистан уже сегодня можно назвать аргументы "против".

Вчера информационные агентства, в частности РИА "Новости", сообщили, что официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер публично упомянул о проекте строительства нефтепровода из Средней Азии на юг через Афганистан.

Казалось бы, это служит подтверждением очень популярной у некоторых казахстанских наблюдателей и СМИ версии, что осуществление этого проекта является одной из целей (может быть, даже главной) прихода Соединенных Штатов в Среднеазиатский регион и Афганистан. Правда, исходя из слов г-на Баучера, цитируемых со ссылкой на РИА "Новости" некоторыми российскими информационными сайтами, не видно готовности приступить к осуществлению изучения и реализации проекта в скором времени. Формулировки, используемые американским дипломатом, цитируемые в СМИ, достаточно расплывчаты: г-н Баучер, говоря о проекте нефтепровода, заметил, что "разговоры о нем идут", но в данный момент остаются "неопределенными".

- Пока идея о том, что через территорию Афганистана может пройти нефтепровод, вообще никак не реализовалась, - заявил представитель госдепартамента.

Тем не менее уже само упоминание о проекте из уст высокопоставленного официального представителя может быть истолковано как сигнал, что интерес к нему будет проявлен и идея обретет если не экономическое, то политическое продолжение. Тем более уклончивость высказываний г-на Баучера можно связать с нежеланием лишний раз нервировать российских политиков до поры до времени. Есть все условия для того, чтобы тема сооружения нефтепровода через Афганистан стала в ближайшее время одной из наиболее популярных у экспертов в постсоветских республиках Азии. Однако уже сейчас можно назвать ряд серьезных проблем, которые неизбежно встанут на пути реализации этого проекта, если вдруг до этого дойдет.

Проект в первую очередь столкнется с проблемами экономическими. Достаточно даже беглого взгляда на карту, чтобы увидеть - протяженность нефтепровода из Среднеазиатского региона через Афганистан на Пакистан будет исчисляться не одной тысячей километров. По всей видимости, он будет более протяженным, чем все остальные потенциальные нефтепроводы из региона, за исключением, вероятно, китайского направления. В инженерном плане, наверное, такое строительство было бы несколько более легким, чем сооружение нефтепровода Баку - Джейхан, так как на пути в Пакистан нет столь высоких гор, как Кавказские. Но это единственное преимущество "афганского" маршрута перед "турецким". Проходить он будет по Афганистану, разрушенной войной стране, рынок которой не может стать в серьезном масштабе промежуточным потребителем нефти из этого трубопровода и тем самым несколько компенсировать себестоимость строительства и эксплуатации нефтепровода. Все эти факторы сделают проект очень дорогим. Сюда же надо будет добавить высокие страховые риски, расходы на иностранную рабочую силу и тому подобное.

Не меньшие проблемы создаст проекту политическая ситуация в регионе. Несмотря на приход США в Среднюю Азию и Афганистан, сложно говорить, что эти два региона станут очень стабильными в политическом плане. Антиамериканские силы здесь есть и будут, и если вспомнить, что такой нефтепровод, появись он, будет конкурентом для многих экспортеров нефти, то у этих сил появятся и внешние спонсоры. Такое пересечение интересов таит серьезную угрозу для нефтепровода.

Опасно для него в любой стадии - во время строительства или уже сооруженного - и индийско-пакистанское противостояние. Конфликт, подобный нынешнему между Дели и Исламабадом, способен надолго дискредитировать идею проекта перед потенциальными кредиторами.

Будет ли востребована на рынке нефть из Средней Азии и Казахстана после того, как она пройдет через столь проблемный нефтепровод? Ведь решение всех названных проблем, очевидно, можно найти, но все это будет отражаться на себестоимости проекта, то есть в конечном счете - нефти.

Теоретически можно представить нормальное функционирование газопровода, идущего из Средней Азии в Пакистан. Газопровод менее дорог; частично необходимая инфраструктура уже существует в Туркмении и Узбекистане; газ, как более дешевый вид топлива, найдет гарантированный хороший рынок и в Афганистане, и в Пакистане. Но в этом случае для Казахстана этот проект не имеет реального интереса, как для страны, не экспортирующей газ.

Ярослав РАЗУМОВ.

panorama.kz

Предыдущая статьяГлавы внешнеполитических ведомств США и Великобритании призвали Иран не вмешиваться во внутренние дела Афганистана.
Следующая статьяЭкономические резоны участия Казахстана в ЕврАзЭС до сих пор остаются неясными.