который прибыл на чай
ВАШИНГТОН, 14 марта (IPS) - Не было ни салюта из 21 орудия, ни почетного караула, ни пресс-конференции в Белом доме при полном параде, ни черных галстуков на обеде в Белом доме, ни даже фотографии с президентом Джорджем Бушем для первых страниц.
Таков был прием, оказанный президенту Узбекистана Исламу Каримову, открывшему свои военные базы для военно-воздушных сил США и как минимум 1000 американских солдат в ходе военной кампании в Афганистане и обещавшему президенту Джорджу Бушу еще большую поддержку в "войне против терроризма".
Вместо этого 12 марта Каримов был удостоен 45-минутного разговора с Бушем, после чего его любезно и осторожненько сопроводили к дверям и выпроводили вон - хотя и не без тройной американской экономической помощи, обещания дополнительных миллионов долларов в виде военных учений и оборудования, миллионных экспортных кредитов и заявления из пяти пунктов о рамочном стратегическом партнерстве и сотрудничестве, в котором говорится, что угрозы для безопасности Узбекистана извне "внушают Вашингтону глубокую озабоченность".
Каримов, правивший Узбекистаном железной рукой еще до распада Советского Союза, является, возможно, самым неудобным из новых союзников Вашингтона в борьбе против терроризма. "Он подобен скунсу на вечеринке", - отметил один из представителей Госдепартамента, пожелавший остаться неназванным.
Подобно Никарагуанскому диктатору Анастасио Сомосе, о котором президент Франклин Делано Рузвельт однажды сказал, что "он - СС (сукин сын), но наш СС", Каримов стал центрально-азиатским СС Вашингтона.
Стоящий у руля самого густонаселенного и мощного государства Центральной Азии вот уже 12 лет, Каримов заработал себе репутацию жестокого правителя. Подавив политическую оппозицию в стране - большинство лидеров оппозиции были заключены в тюрьмы по сфабрикованным обвинениям или вынуждены покинуть страну, например, наиболее видный оппонент Каримова Мухаммад Салих из партии "Эрк" (Свобода) - он перешел к подавлению мусульман, не желающих исповедовать свою веру в официально разрешенных для этого мечетях.
Согласно недавним отчетам правозащитных организаций "Хьюман Райтс Уотч", "Международная амнистия" и американского Госдепартамента, около 7000 мусульман страны брошены в тюрьмы, где они обычно подвергаются жестоким пыткам. По свидетельству "Хьюман Райтс Уотч", имеющей свое представительство в Ташкенте, режим даже практикует сталинские "акции ненависти", на которые собираются члены общины, чтобы публично осудить религиозных "экстремистов" и членов их семей. Полиция часто задерживает членов семей в качестве заложников, чтобы заставить подозреваемых сдаться властям.
Такие методы породили движения сопротивления режиму. К ним относится Исламское движение Узбекистана (ИДУ), созданное в 1993 г. Чтобы избежать репрессий, многие из ее молодых бойцов бежали в Афганистан под защиту Талибана, а позже установили связи с сетью Аль-Каиды Осамы бен Ладена.
Как утверждают аналитикам спецслужб, движение ИДУ, обвинявшееся в организации взрывов в Ташкенте в феврале 1999 г., в 1999 и 2000 гг. предприняло ряд вылазок с территории Таджикистана и Кыргызстана, однако непосредственной угрозы для режима Каримова никогда не представляло.
Тем не менее была проведена акция по получению доступа к военным базам Узбекистана, почитавшаяся прозрачной и успешной, а сам Буш назвал ИДУ частью сети Аль-Каиды, когда впервые представил Конгрессу свои планы по нанесению ответного удара по Осаме бен Ладену вскоре после сентябрьских терактов в Соединенных Штатах. По мнению специалистов по этому региону, это и стало главной нежданной удачей для Ташкента.
"Эта удача была настолько велика, что г-н Каримов, названный Соединенными Штатами союзником в войне против терроризма, почувствовал себя лидером не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии", - отметил Салих в своей статье, напечатанной в "Нью-Йорк Таймс" на этой неделе.
Сочетание этих региональных амбиций и ужасной ситуации в области прав человека делает Каримова "объектом номер один" для внешнеполитических аналитиков, опасающихся, что Вашингтон может повторить ошибки времен холодной войны, заключая союзы по расчету с правительствами, чья политика способна только усугубить те самые проблемы, которым, по утверждению правительства, оно пытается противостоять.
"Поддержка Узбекистан как гегемона в регионе не только не сможет решить, но реально будет углублять главный источник нестабильности в Центральной Азии - внутренние политические репрессии, способствующие радикализации исламистских движений и расширяющие их поддержку среди широких масс населения", - считают Паулин Джонс Луонгу из Йельского Университета и Эрика Вайнталь из Тель-авивского Университета Израиля, соавторы статьи, опубликованной в недавнем выпуске влиятельного журнала "Foreign Affairs" ("Иностранные дела").
По настоянию американских дипломатов, накануне своей поездки Каримов предпринял несколько символических шагов - самым значимым из которых стала официальная регистрация старой правозащитной организации - с целью показать, что ему не безразлична обеспокоенность Вашингтона.
Однако большинство экспертов этого региона расценили этот шаг как чисто символический. Они указывают на отказ Каримова выполнить обещание, данное им прошлым летом, освободить 1000 политических заключенных, а также его недавний маневр, в результате которого срок его президентских полномочий увеличился на два года. Теперь он истекает в 2007 г. Вашингтон осудил эту уловку, но через неделю объявил, что на этот год утраивает помощь до 160 млн. долларов. Тремя неделями позже Каримов получил свое приглашение от Белого дома.
"Нет никаких причин раздавать привилегии, такие как помощь или встречи на высшем уровне, без определенных условий", - говорит Элизабет Андерсен, директор европейского и центрально-азиатского отделения "Хьюман Райтс Уотч".
Однако все условия, которые решил использовать Вашингтон, связаны в первую очередь с Пентагоном, где Каримова приветствовал вчера министр обороны Дональд Рамсфельд и почетный караул.
Джим Лоуб Интер Пресс Сервис 20 Mar 2002