все! Избавившись с американской помощью от талибов, афганцы снова принялись сражаться друг с другом Евгений Пахомов ---------------------------------------------------------------------------- ----
«С амое крупное сражение закончено», - так прокомментировал на прошлой неделе ход боевых действий в долине Шах-и-Кот официальный представитель американского контингента в Афганистане майор Брайан Хилферти. По его словам, основная часть операции «Анаконда», наиболее масштабной за все время боевых действий в Афганистане, завершилась успешно - главные силы талибов уничтожены, и теперь джи-ай и их союзники добивают разрозненные отряды. Пентагон даже отозвал с передовой четыреста солдат, и они уже вернулись в казармы. И хотя боевики продолжают отбиваться в ущельях и на перевалах, председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Ричард Майерс заявляет, что «через шесть месяцев военные действия в Афганистане будут завершены».
Война без линий фронта
Между тем внутриафганская война становится все ожесточеннее. И дело вовсе не в тех нескольких сотнях воинов «чистого ислама», которые остались верны лозунгам движения «Талибан» и готовы погибнуть за них в ущельях хребта Спингар на востоке страны. Главной проблемой становится другая война - та, что разгорается в тылу антитеррористических сил: пока американские военачальники рапортуют о военных успехах, афганские полевые командиры, еще вчера заявлявшие о готовности строить «демократическое государство», снова сражаются друг с другом. Большую часть страны уже поделили между собой вооруженные группировки, лишь номинально подчиняющиеся центральному правительству.
Правительство Хамида Карзая сегодня напоминает прокоммунистическое правительство Наджибуллы начала 90-х годов - оно реально контролирует лишь столицу и ряд крупных городов. При этом боеспособной армии у правительства нет - в Кабуле и прилегающих районах расквартирован контингент Международных сил по поддержанию мира и стабильности в Афганистане (ИСАФ), который имеет мандат ООН и насчитывает чуть более четырех с половиной тысяч солдат, в основном европейцев (Вашингтон пока заявляет, что его задачи в Афганистане ограничиваются уничтожением «Аль-Каеды», а участвовать в миротворческой операции США не намерены). Однако даже в Кабуле новая власть, как видно, не полностью контролирует ситуацию. Первым тревожным сигналом стало убийство министра гражданской авиации в столичном аэропорту в середине февраля. Следующим - массовые беспорядки на кабульском стадионе, когда ни полиция Карзая, ни солдаты-миротворцы не смогли справиться с толпой, рвавшейся посмотреть футбольный матч.
Молодое афганское правительство, по сути, банкрот. Госслужащие не получали зарплату несколько месяцев и лишь в конце февраля, на праздник, посвященный окончанию священного для мусульман хаджа, им выплатили большую часть долга. При этом правительство истратило почти весь пятимиллионный грант, предоставленный ООН. Обещанная Кабулу на конференции в Токио солидная финансовая помощь - четыре с половиной миллиарда долларов - будет выделена не сразу, а в течение нескольких лет. Кроме того, как отмечает британский еженедельник «Экономист», большинство доноров предпочтет вложить эти средства в развитие собственных афганских проектов. При этом в Афганистане практически отсутствует банковская система, так что Кабул не может оперативно распоряжаться даже теми деньгами, которые уже переведены.
В этой ситуации влиятельные полевые командиры твердо намерены оставаться хозяевами на подконтрольным им территорииях. В конце января в Гардезе, столице восточной провинции Пактия, развернулись настоящие бои: местные лидеры отказались признавать нового губернатора, назначенного правительством Карзая. Несколько десятков человек погибло, противники новой власти сдались, лишь когда у них закончились боеприпасы. Аналогичные сообщения приходили и из северного города Мазари-Шарифа, и из «южной столицы» Кандагара. Пакистанская газета «Дин» сравнила положение в Афганистане со столь любимыми афганцами собачьими боями, в ходе которых военные лидеры этнических, племенных и клановых группировок перегрызлись друг с другом.
Проблема еще и в том, что западные союзники Кабула вынуждены считаться со многими местными лидерами, которые помогают антитеррористической коалиции людьми и информацией. Некоторые полевые командиры серьезно увеличили свое влияние за счет финансов и оружия, которые Вашингтон передавал им для борьбы с талибами и «Аль-Каедой». Более того, местные командиры иной раз пытаются использовать западных союзников в своих целях. Так, пару месяцев назад в ходе военной операции в горах Тора Бора американский самолет «по ошибке» разбомбил колонну грузовиков, в которой ехали местные старейшины и племенные лидеры. По информации «Экономиста», ошибка произошла не случайно - полевой командир Бача Хан передал в американский штаб ложную информацию о том, что якобы это - талибский конвой. Таким образом Хан попросту избавился от конкурентов.
Справедливость по-афгански
Столкновениями между региональными военными лидерами дело не ограничивается. В стране начинаются этнические погромы. Активное участие в них принимают союзные кабульскому правительству таджикские и узбекские формирования, ранее входившие в Северный альянс. Из северных областей Афганистана начался исход пуштунов, составлявших опору талибского режима. «Я могу предоставить сто свидетелей, что никогда не поддерживал талибов, но все равно у меня забрали все имущество!» - приводит «Нью-Йорк таймс» слова пуштуна Мохаммада Юсена, вынужденного бежать из своего дома в северной провинции Фарьяб. Мохаммад и другие беженцы рассказывают, как в их дома врывались узбекские и таджикские солдаты, грабили, насиловали женщин, поджигали дома. Многие пуштунские деревни на севере теперь стоят заброшенные. Часть жителей ушли на юг страны, другие живут в землянках на склонах местных гор.
В свое время талибы, захватив населенный преимущественно узбеками и таджиками север страны, установили здесь суровые порядки. Теперь по всей стране происходит «восстановление справедливости»: победители талибов отбирают имущество пуштунов, не разбираясь, кто поддерживал талибскую власть, а кто - нет. В свою очередь в пуштунских районах мстят за своих братьев, «страдающих от притеснений узбеков и таджиков».
В итоге Афганистан практически вновь распался на пять исторических областей: таджикский Бадахшан; населенный в основном узбеками район вокруг Мазари-Шарифа; провинцию Бамиан, где живет народ хазарейцы; традиционно тяготеющий к Ирану Герат и пуштунский юг. Многие специалисты уверены, что, если в ближайшее время не предпринять срочных мер, единый Афганистан может прекратить свое существование.
Нестройный хор
Для восстановления стабильности недостаточно выделения грантов и размещения миротворческого контингента ООН. Однако пока западные лидеры не могут прийти к соглашению о том, что же именно следует делать с Афганистаном.
Глава переходного афганского правительства Хамид Карзай хочет сделать ставку на создание мощных вооруженных сил, которые могли бы противостоять мини-армиям региональных лидеров. Вашингтон и Лондон готовы предоставить Кабулу помощь в этом деле - финансами и инструкторами. Но на строительство новой армии потребуются годы, а бороться с отрядами полевых командиров необходимо уже сегодня. Карзай хотел бы, чтобы во время переходного периода порядок в Афганистане поддерживали международные силы, и просит значительно увеличить численность западного контингента ИСАФ.
Многие согласны, что нынешних международных сил недостаточно. Тем не менее существует опасение, что более активное участие европейских солдат во внутриафганском урегулировании чревато серьезными жертвами среди англичан, немцев, турок. Мандат британцев, осуществляющих сегодня командование в ИСАФ, истекает в середине апреля, однако все понимают, что придется задержаться дольше. Лондон, направивший в Кабул две тысячи военных, постоянно напоминает, что численность британских войск за рубежом уже превысила предусмотренные правительством лимиты. Великобритания призывает Вашингтон к более активному участию в решении внутриафганских проблем.
Однако США, расправившись с талибами, как видно, готовятся к операции против Саддама Хусейна и не намерены воевать на два фронта. Пентагон заявил, что готов помочь перебросить по воздуху солдат и технику для международного контингента, обеспечить ему воздушное прикрытие, разведданные, а в случае серьезной опасности - организовать срочную эвакуацию. Однако министр обороны США Дональд Рамсфельд считает расширение международных сил нецелесообразным. «Нет смысла тратить на это силы, средства и время, - заявил он недавно. - Лучше помочь афганцам создать свою армию, чтобы они со временем смогли сами решать свои проблемы».
Между тем в конце февраля ЦРУ подготовило доклад, в котором, в частности, говорится, что в Афганистане может вновь разгореться масштабная гражданская война, и тогда все усилия Запада по стабилизации этой страны пойдут насмарку. ЦРУ предлагает ряд мер для урегулирования афганской ситуации: увеличить численность сил безопасности и разместить их в нескольких афганских городах; позволить американским десантникам в Афганистане вмешиваться в конфликты между полевыми командирами и выступать на стороне правительства Карзая; направить в главные города Афганистана советников, которые помогали бы разрешать конфликты на правах своего рода третейских судей. Наблюдатели отмечают, что ситуация вокруг Афганистана впервые стала предметом открытой дискуссии в администрации Буша.
Каковы бы ни были разногласия, ясно, что действовать нужно немедленно. Раздираемый внутренними противоречиями Афганистан легко может вновь превратиться в осиное гнездо исламских радикалов и террористов всех мастей. Прошлый раз страна оказалась в состоянии хаоса и внутренней раздробленности в начале 90-х, когда Москва бросила на произвол судьбы правительство Наджибуллы. Тогда, как и сейчас, Афганистан поделили между собой враждующие вооруженные группировки. В конце концов власть в стране захватило движение «Талибан».
14.03.02