CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

mediapress.media-az.com

ВОКРУГ КАСПИЙСКОГО САММИТА: ПЕССИМИЗМ СОХРАНЯЕТСЯ

27 марта 2002

КАСПИЙСКОГО САММИТА: ПЕССИМИЗМ СОХРАНЯЕТСЯ

БАКУ.27.03.2002.MEDIA-PRESS: Хотя до предполагаемого Каспийского саммита, который намечено провести в Ашгабаде 23-24 апреля, осталось меньше месяца, все еще не ясно, состоится ли он вообще, и, если "да", то каковы его перспективы.

Собственно говоря, многие аналитики не без оснований сомневаются в том, что эта встреча окажется результативной, поскольку разногласия сторон все еще не преодолены. Как известно, есть проблемы спорных месторождений между Азербайджаном и Туркменистаном, а также между Ираном и Азербайджаном. За последние годы Россия, Казахстан и Азербайджан во многом сблизили позиции. Подписаны казахстано-российское, азербайджано-российское и казахстано-азербайджанское соглашения, в основу которых заложен компромисс по вопросу разграничения моря. Правда, Ашгабад еще не решил, примкнет ли он к тройке Россия - Азербайджан - Казахстан или поддержит Иран. В первом случае ему придется признать новый принцип раздела Каспия, а значит - отказаться от спорных месторождений. Поддерживая же Иран, Туркменистан поможет лишь затянуть решение вопроса, но не его урегулирование. Что касается Ирана, то он настаивает либо на кондоминиуме, либо на принципе "каждой стране - по 20 процентов", мотивируя это прежними советско-иранскими договорами. Прошлогодний инцидент на Каспии, когда корабль иранских ВМС, угрожая применением силы, заставил отойти азербайджанские исследовательские суда от месторождения "Алов", на которое претендует Тегеран, подтолкнул остальные прибрежные страны к поиску другого формата переговоров. На горизонте уже возникает ситуация "четыре плюс один", где Ирану будут противостоять Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркменистан. Тем не менее, Тегеран не только не собирается смягчать свою позицию, но и напротив - ужесточает ее.

Только в этом марте официальный Тегеран выступил с несколькими категорическими заявлениями. Иран не допустит проведения любых работ со стороны каких-либо стран в своем секторе Каспия, заявил 5 марта министр нефти Бижан Зангане. А 11 марта представитель ИРИ в ООН направил генеральному секретарю Кофи Аннану письмо, в котором подчеркнул, что недавно заключенное казахстано-азербайджанское соглашение по Каспию не имеет юридической силы, и что никакое решение о статусе моря не приемлемо, пока не получено согласие всех пяти прибрежных государств.

Напомним, что 20 февраля министр нефти Бижан Зангане заявил, что "Иран не будет дожидаться решения вопроса правового режима на Каспии, чтобы реализовывать здесь свои проекты". Как подчеркнул министр, Иран начинает свои действия, "основанные на собственном понимании статуса Каспия, и предотвратит действия других стран на структурах, которые считает своими". События 22 февраля на Каспии, когда иранский пограничный корабль нарушил морскую границу Азербайджана, говорят о том, что Тегеран не намерен смягчать свою позицию.

Напомним, что на каспийском саммите главы государств должны принять итоговый документ, согласованный экспертами. Но рабочая группа, куда входят заместители министров иностранных дел всех прибрежных стран, практически исчерпала пределы своих полномочий, а противоречия не преодолены. В таком случае резонен вопрос: есть ли смысл в проведении саммита, и, если он все-таки состоится, то не превратится ли в политическое шоу? Во всяком случае, в Баку довольно скептично (точнее, реалистично) настроены в отношении перспектив этой ашгабадской встречи. Так, по словам заместителя министра иностранных дел Азербайджана Халафа Халафова, пока "рано говорить о том, что саммит состоится именно в это время", тем более, что не все участники пока дали согласие принять в нем участие. Впрочем, некоторый скепсис зафиксирован и в Астане. Встреча на высшем уровне руководителей прибрежных стран, которая должна состояться в Ашгабаде, вряд ли позволит придти к каким-либо конкретным результатам по поводу статуса Каспия, заявил вчера журналистам госсекретарь и министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев. По его словам, выработке решения по правовому режиму Каспия помешают разногласия между прибрежными государствами.

Правда, в Москве демонстрируют оптимизм, скорее, показной. Как сообщает ИТАР-ТАСС, по мнению специального представителя президента по вопросам статуса Каспия, замминистра иностранных дел Виктора Калюжного, рабочая группа по Каспию провела серьезную работу и "саммит сейчас просто необходим, чтобы придать импульс заключительному этапу - определению правового режима на Каспии". Кроме того, "встреча в верхах даст возможность обсудить все разногласия между прикаспийскими государствами, а также непосредственно уделить внимание проблемам региона". Как подчеркнул высокопоставленный российский дипломат, "окончательно вопрос еще не решен, поскольку не до конца ясна позиция Ирана и Азербайджана".

Обратим внимание, Виктор Калюжный, который не может не знать, что в ходе телефонного разговора с туркменским лидером Сапармуратом Ниязовым и российский, и иранский президенты уже выразили желание участвовать в работе этого саммита, ставит под сомнение саму возможность его проведения в уже обговоренные, как будто, сроки. Кроме того, он фактически подменяет само предназначение этой встречи. По его версии, теперь оказывается, что вместо подписания итогового документа главы государств должны "...придать импульс заключительному этапу - определению правового режима на Каспии", а также "обсудить все разногласия между прикаспийскими государствами". Иными словами, похоже, что высокопоставленный российский дипломат уже не очень верит в то, что саммит вообще состоится, причем, именно 23-24 апреля. Впрочем, его сомнения понятны. Тегеран, по существу, "тормозит" переговорный процесс, а колеблющийся Ашгабад не добавляет устойчивости в эту ситуацию. Принцип поиска консенсуса не срабатывает, а Москва уже смогла добиться более или менее выгодного для себя решения. Она уже договорилась со своими пограничными соседями на Каспии: с Казахстаном и Азербайджаном. И, чтобы не портить отношения с Ираном, предлагает Баку, Ашгабаду и Тегерану договариваться "полюбовно", как бы безотносительно мнения России и Казахстана. Логика в подобном предложении есть: если Москва и Баку, Москва и Астана, Баку и Астана смогли договориться на двусторонней основе, то почему не договориться на этой же основе остальным участникам переговорного процесса: Азербайджану, Туркменистану и Ирану? Правда, в этом случае фактически трансформируется переговорная формула, которая стала возникать недавно: "четверо против одного". То есть, Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан против Ирана. И здесь в не очень завидной ситуации оказывается Азербайджан. Ему придется договариваться с Туркменистаном и Ираном, позиции которых близки, и у каждого из которых есть претензии к Азербайджану. То есть, Азербайджан оказывается в положении "один против двух".

Понятно, что при подобном раскладе ждать успеха в проведении саммита не приходится. Правда, было бы ошибкой не видеть в этой формуле "один против двух" присутствия США. Напомним, что 8 марта из Вашингтона прозвучало жесткое заявление, наглядно продемонстрировавшее желание США оказать влияние на судьбу Каспия. Первый заместитель госсекретаря США Ричард Армитадж прямо предостерег Иран от попыток прессинга на Азербайджан в вопросе статуса Каспия, заявив буквально следующее: "Все должны понять, что мы не будем бесстрастно взирать на то, как Иран оказывает давление на своих соседей".

Copyright©by Media LTD,2001

mediapress.media-az.com

Предыдущая статьяВ БАКУ НА ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ ПО БИОРЕСУРСАМ КАСПИЯ БУДЕТ ОБСУЖДЕН ВОПРОС О ПРИНЯТИИ В НЕЕ ИРАНА
Следующая статьяИЛЬХАМ АЛИЕВ: "В НАШИХ ОТНОШЕНИЯХ НАЧИНАЕТСЯ НОВАЯ ЭПОХА. И НЕ НАДО ЭТОГО БОЯТЬСЯ"