ПО СТАТУСУ КАСПИЯ НЕ ДОСТИГНУТА Такой вывод можно сделать из заявлений представителей МИД Ирана М.ГУСЕЙНОВ
Позиция Ирана в вопросе определения юридического статуса Каспия не изменилась. Такой вывод напрашивается из заявлений представителей Ирана - споксмена МИД этой страны Хамид-Реза Асефи и спецпредставителя президента ИРИ по вопросам Каспия Мехди Сафари.
Так Асефи заявил, что процесс определения статуса Каспия является долгосрочным и на нескольких встречах договоренности насчет раздела этого водоема достигнуть невозможно. Столь пессимистичное заявление споксмена иранского МИД свидетельствует о том, что на Ашгабатской сессии глав прикаспийских государств Иран будет выступать, исходя из прежних позиций. Этому свидетельствует другая формулировка Асефи: "Процесс раздела Каспия может произойти только с согласия всех прикаспийских стран. Иран за то, чтобы оставить Каспий в общем пользовании всех 5-и стран. Но если страны региона против принципа общего моря, то мы выступаем за раздел Каспия по принципу по 20 процентов каждой стране", - заявил Асефи. Напомним, что этих позиций Иран придерживается аж с 1994 года, с момента подписания "Контракта века". И уважать свою позицию официальный Тегеран может заставить при помощи оружия, как это уже один раз было в азербайджанском секторе Каспия.
В отличие от Асефи, спецпредставитель президента ИРИ по вопросам Каспия Мехди Сафари более прямолинеен. Он заявил, что в ходе переговоров, проведенных в Ашгабате, иранская сторона не изменила свою позицию. "Никаких новых договоренностей не достигнуто. Мы придерживаемся соглашений, подписанных между Ираном и СССР в 1921 и 1940-м году. Каспий надо делить на равные 20 процентов между всеми прикаспийскими странами", - заявил Сафари. По словам Мехди Сафари, для обсуждения на Ашгабатской встрече президентов Азербайджана, России, Туркменистана, Казахстана и Ирана никакие документы не подготовлены. В ходе встречи президенты постараются путем взаимных компромиссов найти вариант раздела Каспия, который соответствовал бы интересам всех прикаспийских стран.
Таким образом, из-за позиции Ирана существует очень небольшая вероятность достижения договоренностей на ашгабатской встрече президентов. Правда, Азербайджан, Казахстан и Россия, позиции которых являются идентичными, могут принять то или иное решение, невзирая на Иран. Может быть это трио за счет Туркменистана превратиться и в четверку. Но Иран заранее заявляет, что он не примет никакого решения, принятого без его участия. А в этом случае каждой стране, в том числе и Азербайджану, придется в двустороннем порядке разбираться с официальным Тегераном.