В КАБУЛЕ ОСТАНЕТСЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ И ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ КОРОЛЯ Ахмед Рашид
18 февраля бывший король Афганистана Мохаммед Захир Шах вернется в Кабул и будет восторженно встречен миллионами афганцев, истосковавшихся по миру и стабильности. Его возвращение значительно ускорит процесс формирования в июне нового, более представительного правительства, который начнется с верховного совета племен - Лойя джирги. Однако прибытие Захир Шаха станет не только праздником. Оно обнажит давние этнические распри и пробудит фанатизм, ибо вожди будут добиваться укрепления своих позиций перед началом Лойя джирги.
Король возвращается в расколотую страну. Его поездка дважды откладывалась по соображениям безопасности. Ситуация продолжает оставаться небезопасной на всей территории Афганистана. Остатки свергнутой милиции «Талибана» и выжившие воины «Аль-Каиды» недавно открыли огонь по американским войскам в восточном и южном Афганистане, Международные силы содействия безопасности (ISAF) в Кабуле вступают в вооруженные стычки с местными боевиками, поэтому 16 апреля союзные войска начали крупную военную операцию.
Примерно 600 британских коммандос присоединились к американским специальным силам в ходе операции «Белая куропатка» - наступлении, целью которого является уничтожение воинов «Аль-Каиды», до сих пор скрывающихся в трех восточных провинциях, которые граничат с Пакистаном. Напряженная ситуация свидетельствует о том, что временное правительство Хамида Карзая до сих пор не контролирует обширных территорий, а это еще больше затруднит осуществление любого объединения, к которому может призвать король. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].
Короля встретят по-королевски. ISAF выставит охрану у заново меблированного дома с пристройками в центре Кабула, проинструктированы 100 афганских телохранителей, которые будут сопровождать короля, куда бы он ни направился. Десятки тысяч соплеменников со всей страны приедут в Кабул выразить свое почтение 87-летнему бывшему монарху. Все эти проявления учтивости свидетельствуют о том, что большинство афганцев рассматривают приезд Захир Шаха как решающий этап возвращения страны в нормальное и стабильное состояние. И хотя большинство граждан не помнит времени его правления, закончившегося в 1973, когда короля сверг его двоюродный брат Мохаммед Дауд, коллективная память сохранила его 40-летнее правление как самый продолжительный период мирной жизни в Афганистане.
Миссия Захир Шаха будет заключаться в поддержке нового демократического правительства. Его важнейшей задачей станет объявление в июне о начале работы Лойя джирги и придание этой ассамблее легитимного характера. Лойя джирга выберет на двухлетний срок новое переходное правительство, которое будет иметь широкую политическую базу. Сторонники короля хотят, чтобы Лойя джирга выбрала его главой государства, а Карзая оставила главой правительства. Подобное решение не устраивает некоторые влиятельные группировки, и это объясняет, почему роялисты так стремятся подключить к процессу фактор королевской харизмы.
Эта харизма должна будет источаться на весьма влиятельные группировки. Во-первых, это панджшерские таджики, контролирующие армию и несколько ключевых министерств в Кабуле. Их предательски убитый лидер, Ахмад Шах Масуд, отставил в сторону годы неприязни к королю и призвал его к созданию широкого альянса против «Талибана». Масуд пошел на этот шаг в условиях, когда международное сообщество успешно игнорировало Афганистан. Однако его преемники, особенно министр обороны генерал Мохаммед Фахим, выступают решительно против наделения властью короля и еще более резко - против любого политического возвышения его прямых потомков. Панджшерцы хотели бы ограничить деятельность Захир Шаха главным образом церемониальными функциями.
Между тем пуштун Карзай надеется, что благодаря Захир Шаху будет создан новый альянс. По его расчетам, бывший король, также пуштун из кандагарского племени мохаммедзай, прежде всего и главным образом сможет обеспечить поддержку пуштунами временного правительства и Лойя джирги. Такая поддержка укрепит позиции пуштунов в правительстве, непропорционально большую роль в котором играют панджшерцы.
Пуштуны, составляющие 40 процентов населения южного и восточного Афганистана, в настоящее время находятся в состоянии раскола. Среди них сохраняется влияние «Аль-Каиды» и «Талибана», американцы продолжают вооружить и финансировать пуштунских полевых командиров, а давние племенные и клановые трения мешают их политическому объединению. Карзай надеется, что король сможет преодолеть чары арабского и американского влияния и объединить народ под лозунгами стабильности. «Захир Шах должен поехать в Кандагар и убедить пуштунов в необходимости поддержки Карзая, поддержки умеренной политики и законного правительства вместо междоусобицы», - говорит ближайший помощник Карзая в Кабуле.
Интриги на севере могут помочь королю в формировании единой пуштунской позиции. Северные военачальники, принадлежащие к узбекскому, туркменскому и хазарейскому этническим меньшинствам, также испытывают глубокое недоверие к правительству, в котором доминируют панджшерцы. Они с радостью встретят короля, которого будут считать противовесом таджикам. Источники в Кабуле говорят, что Карзай и король попытаются создать альянс умеренных пуштунских вождей и этнических меньшинств, чтобы укрепить позиции Карзая перед началом Лойя джирги. Западные дипломаты высшего ранга в Кабуле говорят, что призвали короля «возложить длань на Карзая и одарить его своим благословением». Дипломаты говорят, что Соединенные Штаты также поддерживают продление полномочий Карзая как главы правительства после июня.
Сам король не проявляет политических амбиций - «он возвращается на родину, чтобы умереть, вот что он не перестает нам говорить», - сообщает доверенное лицо короля в Риме. Однако его сторонники, вероятно, попытаются убедить его в необходимости вновь стать политическим лидером. Если им это удастся, реакция панджшерцев и других антимонархистов вполне может оказаться непредсказуемой. Следующие несколько недель в Кабуле будут одновременно напряженными и радостными - все главные политические игроки будут ожидать следующих шагов бывшего короля. Несмотря на охватившее всю страну недоверие, большинство афганцев возлагают свои лучшие надежды на Захир Шаха, который покончит с вождизмом и провозгласит мир.
От редакции. Ахмед Рашид - журналист, автор двух книг: «Джихад: возвышение воинствующего ислама в Центральной Азии» и «Талибан: воинствующий ислам, нефть и фундаментализм в Центральной Азии».