CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ДЕЙСТВИЯ ИДУ МОГУТ ВЫДВИНУТЬ НА ПЕРЕДНИЙ ПЛАН ВОПРОС О БЕЗОПАСНОСТИ ТАДЖИКИСТАНА

19 апреля 2002

ИДУ МОГУТ ВЫДВИНУТЬ НА ПЕРЕДНИЙ ПЛАН ВОПРОС О БЕЗОПАСНОСТИ ТАДЖИКИСТАНА Даврон Вали

В то время как США и другие члены НАТО пытаются справиться с задачей построения прочной демократии в Афганистане, другие государства региона тревожит вопрос о возможных беспорядках, которые могут вызвать группировки, воевавшие бок о бок с афганской милицией «Талибана». Узбекистану до сих пор угрожает мятежное Исламское движение Узбекистана (ИДУ); Россия продолжает предпринимать усилия по подавлению чеченских сепаратистов; Китай заявляет, что уйгурские сепаратисты - восточные мусульмане, никогда прежде не проповедовавшие насилие, - координируют свои действия с ИДУ. Однако наиболее уязвимым для дестабилизации и действий экстремистов является Таджикистан, имеющий весьма прозрачную границу с Афганистаном и столкнувшийся в прошлом с бедами, которые как раз и были вызваны деятельностью ИДУ.

Официально Таджикистан избавился от ИДУ, когда в 1997 году закончилась гражданская война между северной и южной группировками и когда появились сообщения о гибели, в ходе первых недель антитеррористической кампании США, лидера ИДУ Джумы Намангани. Однако ни то ни другое нельзя считать вполне установленным фактом. Боевики ИДУ поддерживали Объединенную таджикскую оппозицию на всем протяжении пятилетней войны и должны были покинуть страну после ее окончания. Российские пограничники перебросили на вертолетах более 500 этнических узбеков, бывших боевиков и их семьи, из Каратегинской долины в Таджикистане в Мазари-Шариф, административный центр провинции Кундуз на севере Афганистана. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. В Афганистане многие бойцы ИДУ примкнули к «Талибану» и в течение нескольких лет воевали бок о бок с уйгурами и чеченцами против Северного альянса, состоящего по большей части из этнических таджиков.

После взятия в ноябре 2001 года Мазари-Шарифа американские и афганские представители объявили о гибели в ходе военных действия лидера ИДУ Джумы Намангани и большинства его соратников. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight]. По сообщению «Интерфакса», Намангани был похоронен неподалеку от Кабула, однако эта информация так и не была подтверждена. Таджикский президент Эмомали Рахмонов на пресс-конференции в Ташкенте 27 декабря обещал, что афганские спецслужбы, если это будет необходимо, «создадут условия», чтобы ускорить «экспертизу» и идентифицировать останки Намангани.

Однако тела не нашли, и как американские, так и таджикские представители выступили с предостережением, что Намангани, возможно, остался в живых. Сотрудник таджикского министерства внутренних дел, не назвавший своего имени, выразил аналогичные опасения. Он сказал, что по имеющейся информации несколько бойцов ИДУ, среди них возможно и Намангани, остались в живых. А правительство Рахмонова опасается, что движение, с лидером или без него, может осуществить перегруппировку на территории Таджикистана. Марта Брилл Олкотт, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, предупредила в выпуске «Policy Brief» от 11 января, что «на протяжении последних месяцев многие известные бойцы движения с помощью взяток пересекли афгано-таджикскую границу и вернулись на свою постоянную базу в Таджикистане, чтобы привлечь новых сторонников и в дальнейшем возобновить грабительские набеги на Узбекистан».

Однако если власти не способны обнаружить тела Намангани, то как они сумеют найти новые ячейки ИДУ? Отдельные отряды ИДУ, возможно, перебрались в конце 2001 года в Таджикистан, в долину Тавилдара, ставшую вторым домом для многих ветеранов движения. Дододжон Атовулло, диссидент и бывший главный редактор одной таджикской газеты, сказал 19 января 2001 года в беседе с корреспондентом российской газеты «Коммерсант», что правительство Рахмонова позволило Намангани обосноваться в долине Тавилдара. 29 марта того же года полковник СНБ Кыргызстана Талант Раззаков заявлял на радиостанции «Свобода» нечто подобное. Даже если власти и выслали Намангани и его представителей в Афганистан, многозначительное молчание узбекского президента Ислама Каримова заставляет предположить, что он не возражал против идеи перегруппировки движения на территории Таджикистана. С началом антитеррористической кампании Узбекистан обеспечил себе американскую помощь и военную поддержку.

Никто не знает, каким образом проявят себя ИДУ и другие экстремистские группировки, однако, учитывая, что Узбекистан занимается укреплением отношений с США, Таджикистан, вероятно, обратится за помощью в борьбе с такими группировками к России. Высокопоставленный офицер таджикской разведки сказал корреспонденту EurasiaNet, что американское военное руководство неоднократно арестовывало бойцов ИДУ в Афганистане, что вызывает естественный интерес китайских и узбекских спецслужб.

От редакции. Даврон Вали - псевдоним независимого журналиста, живущего и работающего в Таджикистане.

eurasianet.org

Предыдущая статьяАфганским наркопроизводителям мешают законы и полиция
Следующая статьяКазахстан может стать участником проекта "Север-Юг"