нашли, что дальше? Евгений Михайлов, специально для Gazeta.kz
И так, свершилось - нефть на Каспийском шельфе, принадлежащем Казахстану, не только есть, но ее довольно много. Обнародованные консорциумом "АДЖИП Каспиан Сиа" данные говорят о 7 - 9 млрд. баррелей, или примерно об 1 млрд. тонн, извлекаемых запасов нефти.
Это не мало, хотя и ожидалось намного больше. Тем не менее, важнейший этап нефтяной истории на Каспии, начавшийся в 1993 году с создания консорциума ряда западных компаний и одной казахстанской для разведки наличия углеводородных запасов, окончен в целом положительно. Наличие запасов нефти, известное еще советским геологам, убедительно подтверждено, а самое главное - подтверждены и коммерческие их запасы. Теперь надо начинать второй этап, разработку этих ресурсов.
Технологически это сложно, но решаемо. Необходимое оборудование в основном, очевидно, будет заказано в Западной Европе, скорее всего в Италии, учитывая, что именно итальянская компания является оператором консорциума. Доставить до северного Каспия его можно по водному пути, через Черное море, затем по системе российского канала Волга - Дон. Более трудной проблемой является ответ на вопрос, куда направлять добытую на Кашагане нефть. Есть несколько вариантов ответа. Первый, это использование нефтепровода КТК. Но к тому времени, когда Кашаган начнут разрабатывать, и другие проекты должны активизироваться. Так, совместное предприятие "Тенгизшевройл" должно наращивать объемы добычи нефти на месторождении Тенгиз, у которого Кашаган отбирает славу самого крупного в Казахстане. Начнется также и прокачка через КТК газового конденсата с месторождения Карачаганак. Если цены на нефть будут сохраняться высокими, то и другие, старые, месторождения на западе Казахстана могут разрабатываться более интенсивно. Всей этой нефти может стать тесно при существующих мощностях КТК в 28 млн. тонн. Конечно, это решаемая проблема при строительстве второй очереди нефтепровода, но пока об этом много спорят, реально работы не начаты. А ведь начало промышленной разработки Кашагана планируется уже через три года, при сохранении сегодняшней ситуации большая нефть с шельфа столкнется с проблемой способов доставки до внешних рынков.
То, что есть масса проектов, привязанных к различным странам и направлениям, ничего не меняет. Большинство этих проектов фактически можно назвать лишь идеями, так как нет сколько ни будь серьезной их проработки, а некоторые просто являются "прожектами", привязанными к тем или иным политическим и геополитическим амбициям. Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие пять лет никаких новых нефтепроводов, альтернативных уже существующим, не появится. Возить же нефть в больших количествах танкерами на Баку сложно, дорого и экологически опасно. Тем более после последнего прецедента с аварией танкера у берегов Азербайджана. Самым выгодным направлением строительства нефтепровода объективно остается так называемое южное, то есть на Иран. Но позиция США, чьи позиции в Центральной Азии все более усиливаются, по этому поводу известна. Вряд ли кто-то захочет вкладывать немалые деньги в строительство инфраструктурного объекта на территории страны, которую Вашингтон объявил частью "оси зла" и предполагается, что эту ось рано или поздно начнут "ломать". Так что проблема доставки кашаганской нефти на рынок очень сложна и после обнародования данных о коммерческих запасах она проще не стала.
Другая проблема это экология. О ней сказано не меньше, чем о нефтепроводах, но вряд ли можно сказать, что это обилие повлияло на положение дел на Каспии. Надо отдать должное сначала консорциуму ОКИОК, затем "АДЖИП Каспиан Сиа", которые действительно заботились о минимизации воздействия их работ на окружающую среду. Но когда начнется промышленная разработка шельфовых месторождений многократно возрастет масштаб этих работ, значит, и риск для экологической ситуации. Плюс, возникнет совершенно новая проблема в виде доставки добытой нефти из скважин на морском дне на сушу. А если нефть будет высокосернистой, как тенгизская, то ее еще придется очищать от серы. Все это новые проблемы для региона, который и так далеко не благополучен в экологическом плане. Речь идет в первую очередь о здоровье людей, но не только: экологические проблемы напрямую затрагивают вторую основу экономики прибрежных областей Казахстана - рыбную промышленность. Наверное, все эти проблемы, пока теоретические, нуждаются в кропотливом анализе. И объявление об открытии коммерческих запасов нефти на Кашагане не должно ввергнуть всех в эйфорию, а наоборот, заставить задуматься о будущем.