CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Раджаб Сафаров: Цена отказа России от сотрудничества с Ираном слишком высока.

5 августа 2002

Сафаров: Цена отказа России от сотрудничества с Ираном слишком высока.

Специальное интервью Генерального директора "Центра изучения Ирана" Сафарова Р.С. агентству "Иран.Ру", посвященное одобрению правительством РФ проекта "Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран на период до 2012 года".

Россия, одобряя эту Программу, не рискует ли испортить свои отношения с США, со странами Запада?

На самом деле болезненная реакция США, и в первую очередь Израиля, объясняется тем, что Иран является самодостаточным государством, с самостоятельной политикой. Для Запада - это строптивое государство, которое никак не поддается давлению и тем более изоляции. Мол, мы все время эту страну изолируем, не даем ходу, не общаемся с ней и не даем общаться с ней другим, принимаем санкции, срываем все торговые сделки, а эта страна живет, там спокойно, стабильно, да еще и развивается. А в последнее время есть все признаки того, что Иран не только развивается, но и добивается серьезных успехов в развитии своего военно-промышленного комплекса. Вы, наверное, помните, что Иран два года назад успешно испытал ракету "Shihab-3" с дальностью пуска 1300 километров, способную лететь на высоте 250 километров со скоростью 7000 километров в час, неся при этом общий полезный груз весом в 1 тонну.

Дальность пуска этой ракеты полностью покрывает территории Египта, Израиля, некоторых стран НАТО, всей Центральной Азии, юга России, части Китая, Индии и всех стран Персидского залива. Да и флот США в Персидском заливе оказывается перед лицом реальной угрозы. А Саудовская Аравия становится совершенно беззащитной. С созданием ракеты у Ирана появился шанс восстановить свой контроль над стратегически важным Ормузским проливом в Персидском заливе.

А это означает, что в будущем, во время кризисов, такие традиционные союзники США, как Саудовская Аравия и Турция, не будут стремиться войти в коалицию против Тегерана, так как все их крупнейшие промышленные центры и города уже стали досягаемы в случае нанесения Ираном ударов возмездия.

Так вот, чтобы такого механизма давления не существовало, эти страны предпринимают попытки избавиться от него в принципе. Израиль, используя свое мощнейшее лобби в государственных структурах США, практически каждую неделю, не говоря уже про встречи в ходе саммитов, настойчиво поднимает вопрос о том, чтобы американское руководство использовало весь свой потенциал, чтобы оказать давление на Россию с целью, чтобы Москва ограничила все свои отношения с Тегераном. Тем не менее, подобная политическая составляющая вопроса имеет прежде всего экономическую подоплеку. Однако, по большому счету, диалог, вернее сказать монолог, ведется с использованием политических средств давления.

Вы сказали, что проект только одобрен. Как вы считаете, насколько сама программа будет изменена, будет ли она подписана вообще?

Да, действительно. Премьер правительства России подписал постановление об одобрении проекта "Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран на период до 2012 года". Одновременно вторым пунктом этого же постановления поручается российским министерствам и ведомствам, в первую очередь Министерству экономического развития и торговли и Минатому подготовить и от имени правительства подписать такое соглашение. Пока одобрен только проект.

Очень занимательно, но это "ноу-хау" российского правительства, скорее всего, удалось, так как обширний план развития отношений с конкретной страной выставляется для торга со странами, в отношении которых заранее известно, что многие из них не только не принимают такого плана, но он вызывает у них просто бурю возмущения.

Есть еще одна версия, согласно которой Россия, выставляя свой широкий план на показ, будет ждать реакции и его обсуждения в мире, несмотря на то, что было известно, что объявление о строительстве шести реакторов в Иране непременно вызовет бурю негодования на Западе, особенно в США.

В результате через какое-то время Россия скажет: нет, мы не будем строить шесть реакторов, а построим три. Но из-за того, что мы пошли вам на уступки, адекватно компенсируйте нам упущенную выгоду. Либо вариантом компенсации за уступки могут быть или скорейшее вступление России в ВТО, или снятие санкций на торговлю с Россией, которые заложены в американском законодательстве, или какие-нибудь другие варианты. Я полагаю, что все эти рассуждения не имеют под собой реальной почвы. Но они гипотетически могут присутствовать при обсуждении вопросов взаимоотношений России и США. Естественно, эти пункты могут также стать предметом отдельного обсуждения с какими-нибудь другими государствами.

Но первая реакция Запада в отношении существования у России планов по осуществлению новых атомных проектов в Иране оказалась достаточно сдержанной. Была лишь выражена озабоченность относительно объемов предполагаемого сотрудничества России с Ираном в области ядерной энергетики.

Как вы думаете, принятие этой Программы не ухудшит ли отношения Ирана с Европейским союзом, с Западом в целом?

Насколько программа будет способствовать развитию или, наоборот, свертыванию дальнейших взаимоотношений Ирана со странами Европейского континента и Запада? Во-первых, как раз в эти дни Иран посетила делегация Евросоюза во главе с Хавьером Соланой. И впервые за долгие годы с иранским руководством обсуждалась широкомасштабная программа сотрудничества Ирана с Европейским союзом. Хотя подписание соглашения было отложено на пять месяцев, но это говорит о том, что через пять месяцев, скорее всего, оно будет подписано, то есть очень многие государства Европы в рамках Европейского союза будут иметь возможность прямого сотрудничества с Ираном и наоборот. То есть тенденция налицо. Вы можете себе представить, чтобы Европейский союз, сам ратующий за то, чтобы иметь полноценные отношения с Ираном, направляющий в Иран свое высшее должностное лицо, отвечающее за внешнюю политику, и намеревающийся подписать с Ираном всеобъемлющее соглашение, одновременно выражал озабоченность расширением и углублением контактов России и Ирана. Поэтому, я не думаю, что со стороны Европейского союза, расширение российско-иранского сотрудничества вызовет какое-то непонимание или тем более возмущение. А вот со стороны Израиля и США подобное развитие отношений Москвы и Тегерана приветствоваться не будет. В заявлении госдепартамента говорится, что подписание подобной программы может осложнить доверительные российско-американские отношения в дальнейшем, поскольку она вызывает очень много вопросов и является предметом озабоченности США.

При Ельцине, именно из-за того, что Россия максимально учитывала мнение Запада и особенно, своих американских партнеров, она не могла пойти на расширение отношений с Ираном, хотя это было бы очень выгодным для нее, иранские заказы могли бы стать истинным спасением для многих ее предприятий и ВПК заработал бы в полную силу.

Эта Программа как раз предполагает доведение российского экспорта до 4-5 миллиардов долларов США?

Если эта Программа будет подписана, я, кстати, не думаю, что она будет подписана именно в том виде, в котором обнародована. Поскольку подписание этого документа планируется на конец этого года - начало следующего года, это очень маленький срок для того, чтобы такой большой объем вопросов был урегулирован, я полагаю, что найдутся силы, и внутри страны и извне, которые будут препятствовать по тем или иным причинам подписанию этого документа. Они смогут воспрепятствовать подписанию, может быть, каких-то отдельных проектов, но в целом основополагающий документ с некоторыми изменениями в любом случае будет подписан. Поскольку многие из проектов давно обсуждаются и уже вышли на финишную прямую.

Для этого даже будет создаваться совместный инвестиционный банк. До недавних пор вообще не было банковского механизма урегулирования торговых сделок с Ираном, и все деньги шли через США, через страны Запад, что не всегда вызывало доверие и казалось надежным в отношениях между российскими и иранскими предприятиями и коммерческими структурами. Сейчас этот механизм найден. Совсем недавно в Москве был открыть первый иранский банк. И этот банк призван обеспечить механизмы финансирования и оформления торговых сделок, что будет являться очень надежной гарантией инвестиций в российско-иранских торговых делах.

Не могли бы вы рассказать о том, как будет складываться военно-техническое сотрудничество с Ираном в рамках этой программы? Если да, то какие виды военной техники и вооружения будут экспортироваться в Иран?

Согласно этого проекта Программы Россия открыто заявляет, что взаимоотношения России с Ираном в военно-технической сфере и в дальнейшем будут расширяться и углубляться. Россия готова поставлять в Иран обычные вооружения, и это не будет предметом торга и обсуждения с другими государствами. Это будет восприниматься как естественное развитие событий на рынке вооружений.

В этом году "Рособоронэкспорт" России будет иметь рекордную сумму выручки. В 2002 году она достигнет порядка 4,5 миллиарда долларов. Такого еще не было в истории, и во многом это связано с тем, что у России появилась некая смелость и самостоятельность в определении собственной политики в военно-технической сфере с другими государствами.

Ни одно государство в мире не может обойтись без надежной военной техники, предназначенной для защиты объектов, аналогичных объекту в Бушере, да и другим площадкам, где будут строиться атомные станции.

Я полагаю, что будет создан надежный щит ПВО, оснащенный по последнему слову военной техники. Эти объекты будут защищены на уровне мировых стандартов и те системы вооружения, которые будут там размещены, не только смогут вести мониторинг обстановки в целях защиты территории Ирана, но и смогут превентивно воздействовать на процесс. То есть это означает, что любая попытка силового воздействия на Иран с использованием таких серьезных промышленных объектов натолкнется на упреждающий ответ.

Всего этого не хотят израильтяне, этого не хочет Турция, этого не хотят другие страны исламского мира, и, конечно же, этого не хочет традиционный Запад. Вы знаете, что Иран в военно-технической области достиг заметного прогресса. Мало кто знает, что эта страна поставляет военную технику, помимо того, что закупает ее в России, в 12 стран мира. То есть Иран является экспортером военной техники и технологий.

Имея в своем арсенале такие ракеты, как "Шихаб-3", "Шихаб-4", "Шихаб-5", самолеты, которые являются невидимыми для средств ПВО, а по своим техническим параметрам - достаточно современными, Иран, на мой взгляд, в результате взаимодействия только в области обычного вооружения вкупе с тем, что у него уже есть, способен поднять уровень защищенности и самообороны данных объектов до уровня мировых стандартов.

Что из военной техники будет поставляться в Иран, на какую сумму и за какое время?

Между Россией и Ираном в прошлом году было подписано отдельное соглашение в военно-технической сфере. Согласно этому соглашению Москва будет поставлять Тегерану самолеты, вертолеты, подводную технику, средства ПВО и обычные вооружения.

Общая стоимость поставок военной техники, которые в течение нескольких лет будут осуществляться в Иран, конечно, зависит о того, какая это техника, в каком виде она будет поставляться, как будет комплектоваться и передаваться Ирану, достигнет не менее 5 миллиардов долларов. Но первая сумма - это 1,5 миллиарда долларов в сфере обычных вооружений.

За какое время?

В период до 2005 года.

Исходя из ваших слов можно понять, что Россия задала ориентир в взаимоотношениях с Ираном. Но вместе с тем создается почва для переговорного процесса с другими государствами относительно реализации этой Программы. Насколько вероятно, что данная программа будет принята в том виде, в котором она предложена?

Если России будет предложена ситуация, когда ей будет более выгодно по тем или иным проектам поддерживать взаимоотношения с Западом при наименьшей утере выгоды, то это может послужить поводом к тому, чтобы кое-какие проекты в этой Программе будут скорректированы. На самом деле, на таком уровне - это уже серьезная политика, и я думаю, что если Россия пойдет на какие-то изменения и корректировки этой Программы, то должна быть очень веская причина для того, чтобы такая корректировка Программы была осуществлена. Иначе Россия потеряет в глазах своих традиционных партнеров на международной арене имидж надежного союзника по сделкам, которые еще только готовятся. Как правило, такие сделки готовятся годами, и если в процессе их подготовки постоянно будут вноситься какие-то коррективы, то это не позволит в конечном итоге дойти до финишной прямой, то есть подписания контракта и его реализации.

Естественно, могут быть разные варианты и предложения. Прежде всего, через механизм допуска России к мировому финансовому пирогу. Это также предоставление России возможности получить на равных доступ к технической инфраструктуре, к телекоммуникациям, к военно-космической технике и тому подобному, словом позволить ей выйти на уровень партнерства. Но взамен от нее будут требовать, чтобы это партнерство было доверительным. А доверительное партнерство по крайней мере предполагает, чтобы ни одна из сторон не вызывала у другой чувства озабоченности. Иногда подобные озабоченности возникают на ровном месте, а иногда вызываются необходимостью защиты своих собственных коммерческих интересов. В таком случае подобные озабоченности могут и не учитываться.

Вы совершенно правильно подметили, что в руководстве России имеется очень много прозападно настроенных политических и общественно-государственных деятелей, которые, если бы была их воля, прекратили любые отношения не только с Ираном, но с другими государствами Востока в целом. Но, к счастью, таких людей все-таки на самом верху не так уж много. Но, полагаю, что их достаточно, чтобы они смогли оказать давление и попытаться повлиять на процесс корректировки Программы. Надеюсь, что им не удастся кардинальным образом изменить или заморозить эту Программу, ибо цена отказа России от сотрудничества с Ираном слишком высока.

Речь пока идет о строительстве атомной станции в Иране. Когда начнется и каким образом будет осуществляться процесс поставки ядерного топлива?

Этот вопрос еще является предметом обсуждения между Минатомом России и Организацией атомной энергетики Ирана. Когда будет поставляться в Иран ядерное топливо для прохождения обязательного цикла отработки, - это, скорее всего, будет решено не ранее осени будущего года. Я полагаю, по окончании или в ходе завершающей стадии сдачи этого объекта.

Мы сейчас говорим об одном объекте - о Бушере-1. Дальнейшая же судьба проектов по строительству остальных пяти реакторов: будут они реализовываться, не будут реализовываться или будут реализовываться в каком-то виде - решение будет принято после того, как Иран подытожит итоги строительства первого объекта.

iran.ru

Предыдущая статьяВ Иране не знают, что за штука - гласность
Следующая статьяАфганский король вернулся во дворец