король вернулся во дворец Кайли Моррис, Би-би-си, Кабул
После 30 лет, проведенных в изгнании, бывший король Афганистана Захир Шах вернулся в свои фамильные владения в Кабуле. Монарх живет в Кабуле с апреля этого года, но до воскресенья обитал в одном из домов в посольском квартале столицы.
Первым гостем в садах королевского дворца стал президент Афганистана Хамид Карзай. Теплым кабульским вечером за столом, уставленным фарфором и тарелками с пирожными бывший монарх и нынешний руководитель государства обсудили положение дел в Афганистане. Неподалеку находились приставленные к Карзаю по его просьбе американские охранники. С крыш резиденцию охраняли снайперы.
При том непростом властном балансе, что сложился в Афганистане за последние месяцы, можно сказать, что возвращение Захир Шаха в свои владения прошло очень хорошо. Его приветствовали - правда, не как короля, а, скорее, как отца нации. Впрочем, и Карзай, и другие руководители афганского правительства до сих пор обращаются к Захир Шаху "ваше Величество".
Согласно постановлениям афганского совета старейшин - лоя джирги - за королем остаются некоторые, правда только символические функции. Ему было позволено вернуться в свои покои в королевском дворце, однако сам дворцовый комплекс, представляющий собой разрозненное собрание домов и садов, будет поделен между ним и президентом Карзаем.
Захир Шах покинул Кабул в 1973 году, после того, как его двоюродный брат объявил Афганистан республикой, а себя - президентом. Вскоре Афганистан стал советским сателлитом, а . королевский дворец превратился в "Дом народов". И именно его штурмовали потом бойцы спецподразделений КГБ, отправленные устранять афганского президента Амина.
Затем Афганистан стал кузницей кадров для повстанческого движения моджахедов, а потом - домом для самого реакционного исламского правительства в мире. Западные правительства, способствовавшие установлению новой афганской власти и возвращению бывшего короля, надеются, что отныне Афганистан будет нормальной страной.
Сбудется ли эта надежда - покажет время. Пока что, в ответ на вопрос, как ему чувствуется в Кабуле, 87-летний Захир Шах заявил, что чувствует, как птица, вернувшаяся в родное гнездо.