Алиев и сын
Критики утверждают, что референдум, состоявшийся в Азербайджане в конце недели, был спектаклем, отлично срежиссированным династией Алиевых.
ВАКУ, Азербайджан На один из вечных и самых важных для Азербайджана политических вопросов - кто будет преемником Гейдара Алиева на посту президента? - возможно, скоро будет получен ответ. Референдум, проведенный 24 августа, расширил власть президента, дав серьезно хворающему Алиеву реальную возможность назначить себе преемника на посту.
По официальным данным, активность населения была очень высока, и в референдуме приняло участие около 88% имеющих право голоса. Победа сторонников внесения изменений в конституцию была полной. Центральная избирательная комиссия сообщила, что изменения одобрили 97% проголосовавших.
Результаты референдума ожесточенно оспариваются местной оппозицией. Лидер оппозиционной мусаватской партии Ариф Гаджиев заявил, что "уровень фальсификации результатов референдума был просто неслыханным".
Оппозиция бойкотировала выборы и провела разрешенные законом демонстрации протеста, в которых приняли участие более 10 тыс. человек. Во время референдума многие известные азербайджанские деятели культуры и религиозные лидеры осудили оппозицию за бойкот, который назвали "деструктивным". Чтобы привлечь электорат, была проведена беспрецедентная пиар-кампания, кульминацией которой ста, грандиозный концерт на открытом воздухе, на котором присутствовали 50 тыс. зрителей.
Размах демонстраций протеста и ряд других факторов (например, тот факт, что большинство населения страны в августе находилось в отпусках) заставил членов 26 оппозиционных партий, а также независимые СМИ, усомниться в достоверности официальных данных. Оппозиция заявила, что власти завысили количество принявших участие в голосовании, перевозя избирателей на автобусах с одного избирательного участка на другой. Кроме того, учителей заставляли уговаривать родителей своих учеников голосовать за изменение конституции.
Одно из независимых агентств новостей, "Туран", заявило, что власти Азербайджана использовали "все возможные средства, чтобы обеспечить массовое голосование". Лидеры оппозиции утверждали, что их наблюдателей не пускали на некоторые избирательные участки. Гаджиев заявил: "Мы зафиксировали нарушения на каждом избирательном участке страны".
Однако независимая газета "Зеркало" заявила, что "официальный Баку с недавних пор принимает все возможные меры, чтобы соблюсти приличия", так как осознает серьезность предупреждений Совета Европы и западных стран о недопущении фальсификации результатов голосования. Как утверждает газета, среди наблюдателей за ходом голосования было много представителей оппозиции. Председатель Центральной избирательной комиссии Мазахир Панахов сообщил, что из 60 тыс. наблюдателей, присутствовавших на избирательных участках, 23 тыс. являлись представителями оппозиционных партий. Прислали своих наблюдателей и посольства зарубежных стран. Подобные заявления о фальсификации результатов голосования имели место и после парламентских выборов 2000 года.
Референдум проложил дорогу к внесению в конституцию 39 поправок. Некоторые из них касаются прав человека, а одна поправка даст азербайджанским призывникам право выбирать альтернативу военной службе.
Многие из конституционных изменений ограничивают права оппозиции. Однако оппозиция уже и так достаточно слаба и сильно раздроблена. Частично из-за этого основное внимание сейчас уделяется тому, чтобы предугадать, как результаты референдума повлияют на выбор преемника президента. 79-летний Алиев все чаще болеет, он перенес операцию по коронарному шунтированию. Однако, несмотря на это, он намерен в 2003 году переизбираться на третий срок.
Таким образом, вероятность того, что он может умереть, будучи президентом, достаточно велика, и вопрос о том, кто в таком случае сменит его на посту, становится, тем самым, самой острой проблемой азербайджанской политики (хотя проправительственные газеты в своих субботних номерах и не уделили референдуму большого внимания).
По ныне действующей конституции в случае смерти находящегося у власти президента его преемником становится парламентский спикер. Однако по новой конституции место Алиева будет наследовать премьер-министр, которого избирает президент. После этого должны быть назначены выборы, но реальная власть и аура, которая будет окружать уже побывавшего президентом премьер-министра, даст ему преимущество при любом раскладе сил. vОппозиция обвинила Алиева в том, что он ввел это изменение, чтобы сделать преемником президента своего сына Ильхама. Сам Алиев утверждает, что референдум был созван для приведения азербайджанской конституции в соответствие с конституциями демократических стран.
Впечатление, что Алиев, вероятно, готовит сына себе в преемники, усиливалось на избирательных участках, где портреты Ильхама висели бок о бок с портретами его отца. Ильхам Алиев уже хорошо известен стране и занимает целый ряд силовых должностей: он вице-президент правящей партии "Новый Азербайджан", заместитель главы государственной нефтяной компании и представитель Азербайджана в Совете Европы. Азербайджан был принят в Совет Европы в начале 2001 года.
Однако возникают сомнения в том, захочет ли Ильхам Алиев стать президентом. В Азербайджане за ним укрепилась репутация плейбоя, известного своим участием в шумных пирушках и увлечением азартными играми. Однако гипнотическое действие фамилии и успехи президента в заключении прибыльных нефтяных контрактов, а также его жонглерская ловкость в отношениях с такими сильными и ненадежными соседями, как Россия, Турция и Иран, возможно, принесут Ильхаму Алиеву достаточное количество голосов на президентских выборах.
Тем не менее, в некоторых областях оппозиция режиму Алиева растет. В последнее время центр оппозиционных настроений переместился в город Нардаран, оплот консервативного ислама в азербайджанском обществе, которое, в целом, можно назвать светским.
Айнара Ахмедова