ОБРАЩАЮТСЯ К США С ПРИЗЫВОМ ПОДДЕРЖАТЬ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В СРЕДНЕЙ АЗИИ Алишер Хамидов
Приближается годовщина начала военной кампании в Афганистане, и американские солдаты уже привыкли к новому месту службы на базах в Кыргызстане и Узбекистане. Тем не менее вопрос о воздействии американских вооруженных сил на ситуацию в этих странах остается столь же острым, как и год назад.
Война международного сообщества с терроризмом, начало которой принято датировать октябрем 2001 г. и которая была развернута в Афганистане, сегодня идет на спад, поскольку Соединенные Штаты нашли новую угрозу в лице Ирака, а местонахождение Усамы бен Ладена так и не установлено. Тем не менее американское присутствие в Средней Азии может стать мощным рычагом воздействия, если Соединенные Штаты поддержат дальнейшее продвижение своих союзников к демократии и правлению закона. В ходе конференции, прошедшей 19 сентября в вашингтонском офисе Института «Открытое общество», руководители отделений Фонда Сороса в Средней Азии выразили общее мнение, что США способны оказать помощь в стимулировании работы региональных организаций гражданского общества. Однако эксперты подчеркнули, повторив мнение многих комментаторов, высказывавшееся после 11 сентября 2001 г., что, если международное сообщество желает добиться успеха в борьбе с терроризмом, правительства центральноазиатских стран должны продвигаться по пути реформ и, не прибегая к двойным стандартам, обеспечить защиту прав человека. В частности, заметили эксперты, пользуясь сосредоточенностью США на борьбе с терроризмом, президенты Аскар Акаев и Ислам Каримов пытаются представить в качестве угрозы национальной безопасности деятельность своих политических оппонентов.
Беспорядки в Кыргызстане, когда-то считавшемся одной из наиболее прогрессивных среднеазиатских стран, начались уже после прибытия туда в декабре 2001 г. сил коалиции. Миргуль Сманалиева, руководитель киргизского Фонда международного правового сотрудничества «Укук», считает причиной политического и экономического кризиса в Кыргызстане борьбу за власть между недовольными своим положением политическими группировками и небольшой группой, составляющей властную элиту. С точки зрения Сманалиевой, размещение в стране американских сил и оказание помощи Кыргызстану явно отодвинули на задний план вопрос о правах человека, несмотря на то, что госдепартамент специально обратил внимание Акаева на этот вопрос незадолго до визита последнего в Вашингтон 23 сентября. «В последние месяцы сотрудничество с администрацией Акаева ослабило внимание США к вопросам нарушения прав человека в Кыргызстане. Это стимулировало власти на дальнейшие преследования своих политических оппонентов». После того как парламентарии-диссиденты были выставлены людьми, представляющими угрозу для государства, - сказала Сманалиева, - киргизские граждане начали демонстрацию в их поддержку, которая была подавлена с помощью насилия. По мнению Сманалиевой, база союзников вблизи аэропорта «Манас», на которой находится примерно 2000 военнослужащих, невольно вовлечена в эту более широкую политическую борьбу.
С точки зрения населения, экономические выгоды, связанные с обслуживанием и обеспечением базы, получает лишь ограниченный круг лиц, в который входят и члены семьи Акаева. «Начиная с декабря антитеррористические силы израсходовали в Кыргызстане уже несколько миллионов долларов. Многие недоумевают, куда делись эти деньги». По мнению Сманалиевой, предложенные недавно политические реформы носят частичный и косметический характер. 26 августа Акаев объявил о создании Конституционного Совета, состоящего из членов кабинета и представителей оппозиции. 27 сентября Совет представил Акаеву свои рекомендации по реформе. Однако ведущие политические деятели страны выступили с критикой Совета, заявив, что в него не вошли представители населения в целом, институтов гражданского общества и СМИ. Несколько видных деятелей гражданского общества отказались участвовать в деятельности Совета.
После прибытия сил союзников вопрос о правах человека был поднят также в Узбекистане, в контексте продолжавшихся там политических преследований. Михаил Гасанов, заместитель директора Института мониторинга действующего законодательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, рассказал о новых ограничениях на применение высшей меры наказания, против применения которой выступают американские и международные эксперты. Началась парламентская реформа, сказал Гасанов, в результате которой политические партии будут иметь возможность более активно участвовать в политическом процессе. Отменена государственная цензура СМИ. Однако, сказал выступавший, осталось еще много препятствий - таких, как запутанные нормы регистрации и лицензирования, - затрудняющих развитие гражданского общества. «Совершенно необходимо пересмотреть существующие нормативные документы, - сказал Гасанов, - поскольку общественным организациям трудно совмещать свою деятельность с ведением громоздкой отчетности. В связи с этим он заметил, что организации гражданского общества существуют главным образом в крупных городах. «Нам не удастся создать сильного гражданского общества, если мы будем работать только с одним из его сегментов», - сказал Гасанов.
Евгений Жовтис, руководитель Казахстанского Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности, выразил свою озабоченность в связи с фрагментарностью другого рода. Несмотря на то, что в Казахстане не размещены сколько-нибудь значительные подразделения иностранных государств, его воздушное пространство и запасы нефти могут представлять интерес для американских военных стратегов. По мнению наблюдателей, стратегическое значение Казахстана оказалось важнее, чем расследование коррумпированной деятельности президента Нурсултана Назарбаева и членов его семьи. «Стремясь сохранить богатства, накопленные за последнее десятилетие, власти Казахстана проводят все более репрессивную политику», - заметил Жовтис. Расследование дела о возможной оплате услуг Назарбаева компанией ExxonMobil тянется в США уже несколько месяцев, и признаков прогресса пока не заметно. Жовтис заметил, что администрация Буша в целом снисходительно относится к коррупции в органах власти и изменила свое отношение к показательным процессам и другим нарушениям прав человека. «Дипломаты теперь больше занимаются нефтяной промышленностью и контрактами», - сказал он.
В отличие от Узбекистана, Казахстан располагает сильной оппозицией, во главе которой стоит окружение бывшего премьер-министра Акежана Кажегильдина. Жовтис согласился с мнением, высказанным одним из участников дискуссии, что некоторые «лидеры гражданского общества» издалека смахивают на отправленных в отставку государственных служащих и ловко маневрирующих политиков. «Мы [представители гражданского общества] должны относиться к этому прагматически и быть преданными не отдельным личностям, а политическому процессу и реформам», - сказал он.
В Таджикистане, с точки зрения Ойнихол Бобоназаровой, гражданское общество лишено даже таких лидеров, которые бы пеклись только о собственных интересах. Бобоназарова, советник по правам человека при Миссии ОБСЕ в Таджикистане, объясняет скверную репутацию своей страны и многочисленные факты преследований по религиозным мотивам и нарушения принципов демократии опасной близостью к Пакистану и России. «Некоторые страны, - сказала она, - не заинтересованы в том, чтобы Таджикистан шел по пути демократии». Однако таджикские СМИ явно не поддерживают курса, взятого Соединенными Штатами. По словам Бобоназаровой, местная пресса в последние месяцы «поднимает темы человеческих страданий и невинных жертв в Афганистане, вызванных антитеррористической операцией коалиции во главе с США». Мусульмане, в частности, - сказала она, - все менее доброжелательно относятся к американским инициативам.
Этот вывод, по-видимому, стал итогом конференции, посвященной трагической годовщине. Тем не менее ее участники выразили общее мнение, что американские эмиссары все же способны оказать поддержку гражданскому обществу в регионе. Более того, они обязаны это сделать, если желают обеспечить его стабильность. Направляя в 2001 г. войска в Центральную Азию, Соединенные Штаты отвечали на нанесенный им удар. Теперь, по мнению экспертов, чтобы предотвратить возможные в будущем кризисы, им необходимо занять жесткую позицию и заставить правительства стран региона провести реформы.
От редакции. Алишер Хамидов - стипендиат Фонда Маски, сотрудник Брукингского института (Вашингтон, округ Колумбия).