CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

mn.ru

Что позволено Юпитеру?

17 декабря 2002

Что позволено Юпитеру? Владислав Шорохов

В откликах российских должностных лиц на события в Афганистане и вокруг него есть определенное противоречие. С одной стороны, признается, что свержение режима талибов было позитивным фактором и Россия остается союзником США по антитеррористической коалиции. С другой стороны, российские силовики как будто хором сделали заявления о шокирующем росте экспорта наркотиков из Афганистана. Глава ФПС России Константин Тоцкий говорил о росте этого экспорта "в десятки раз".

Высокопоставленные сотрудники МИД РФ неофициально оценивали рынок наркотиков афганского происхождения в десятки миллиардов долларов, говоря, что по своему объему средства связанных с Афганистаном наркодельцов сравнимы с бюджетом США.

Возникает вопрос: с каким же все-таки знаком оценивают российские чиновники деятельность международного сообщества в Афганистане и готовы ли мы продолжить сотрудничество с США и Европой в сложном деле афганского урегулирования?

Очевидно, в Москве действует мощное лобби, заинтересованное в драматизации событий в Афганистане с одной очевидной целью: представить действия США в регионе как бесплодные, а еще лучше - как опасные и дестабилизирующие. При этом используется старый беспроигрышный тезис о присутствии в Афганистане чеченских боевиков. Оценивая оборот афганских наркотиков в 25 млрд. долларов ежегодно, в Москве прозрачно намекают, что именно из этих денег финансируются чеченские вооруженные формирования. Причем не забывают бросить камень и в адрес старого противника: постоянно муссируется тезис о том, что американцы не могут не знать о существовании таких баз. Вывод: либо американцы не контролируют Афганистан, либо, что еще хуже, разрешают действовать этим лагерям.

Цель драматизации событий в Афганистане очевидна: военное лобби пытается выговорить себе право на "превентивные удары" - по аналогии со ставшей уже знаменитой доктриной Буша. Мол, раз американцы разбомбили талибов в далеком Афганистане, то почему бы нам не разбомбить чеченских боевиков на территории Грузии или хотя бы Афганистана? Вроде бы есть все основания это сделать - даже связи с "Аль-Каидой" чеченских боевиков мало у кого вызывают сомнение, не говоря уже об Афганистане. В ответ американские представители неофициально напоминают латинскую пословицу: "Что позволено Юпитеру, не позволено быку". Мол, помимо прецедента и закона существуют еще вполне материальные вещи - экономика и вооруженные силы, - а по этому параметру возможности США и России несравнимы. Поэтому России вряд ли кто разрешит делать то, что делают американцы.

Попытки копировать американскую модель национальной безопасности и внешней политики могут дорого обойтись российскому бюджету и вряд ли принесут желаемые результаты. Так, например, очевидна цель создания базы российских ВВС в Канте (Киргизия). Согласно дипломатической формуле, Москва намерена разделить с США ответственность за безопасность в регионе. Реальная цель - конкуренция с Америкой. Пять самолетов СУ-27 могут быть использованы почти над всем Афганистаном, большей частью Пакистана, северными районами Индии и северо-западными провинциями Китая. При этом никто не задается вопросом: а чем мы рискуем в случае усиления американского влияния в регионе и чем - в случае его ослабления?

Заветная цель американского военного присутствия в регионе - строительство трубопроводов из бывшей советской Центральной Азии в Пакистан через территорию Афганистана. Сценарий, безусловно, не лучший для России, мечтающей вести среднеазиатские энергоносители через свою территорию, но и не смертельный.

Зато последствия вытеснения американцев из Афганистана (то есть повторения "джихада" 80-х годов, только уже не против русских, а против США) куда драматичнее и страшнее. Продолжение тлеющей гражданской войны в самом афганском обществе, теперь уже не цементируемом даже жестоким талибским режимом, поток наркотиков и беженцев - эта перспектива, согласитесь, куда страшнее потери части туркменских "газодолларов".

В этой ситуации самое худшее развитие событий для России - это постепенное "охлаждение" США к региону и передача ответственности за него в руки более пацифистски настроенной бережливой Европы. На последней "афганской" конференции в ФРГ уже заявлено о задержке очередной "порции" помощи в размере 4,5 млрд. долларов. С переходом миротворческого контингента в Афганистане под командование ФРГ можно ожидать и более "примиренческой" политики по отношению к "недобитым" талибам. Это значит, что риск "второго" сценария возрастает.

Владислав ШОРОХОВ, политолог

mn.ru

Предыдущая статья"Афганская мечта" близка к реализации
Следующая статьяХоть залейся!