АНКАРА ИМЕЕТ ШАНСЫ СФОРМИРОВАТЬ КРУПНЫЙ СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ СОЮЗ, куда могут войти Турция, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан
Как уже сообщалось, на прошлой неделе Европейский cоюз опять проигнорировал просьбу Турции назначить более раннюю дату начала переговоров по вопросу ее принятия в эту европейскую организацию. И дело не в том, что "в этой стране не так все хорошо с демократическими принципами". Просто-напросто Европа боится мусульман. Это открыто признали собравшиеся в Копенгагене главы государств и правительств. Один европейский дипломат прямо заявил, что он выступает против вступления Турции в Евросоюз по причине стремительного роста в этой стране мусульманского населения. И это, по словам того же дипломата, приведет к тому, что ЕС потеряет статус европейской организации.
Как полагают аналитики "Центральноазиатских новостей", сегодня Турция оказалась перед очень трудной задачей, которую необходимо решать в самое кратчайшее время. Похоже, нет смысла и дальше лезть в европейские ворота. Для Турции, по их мнению, настало время самостоятельно принимать конкретные шаги, не оглядываясь на другие страны Европы и США.
Идея пантюркизма, которая получила свое развитие в XIX веке, как нельзя лучше подходит для сложившейся на сегодня политической ситуации, в которой оказалась Турция. Обладая тесными историческими и культурными связями со странами Центральной Азии, а также Южного Кавказа, Анкара имеет все шансы сформировать крупный Среднеазиатский союз, куда могут войти Турция, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан.
С Азербайджаном и Казахстаном у Турции сложились фактически союзнические отношения. Сложнее ситуация складывается с Кыргызстаном. Бишкек, являвшийся в конце 80-х годов генератором националистических и откровенно антирусских идей, в 90-х годах стал прорусским и ориентирован больше на Россию, чем на Турцию, из-за региональных амбиций соседних Китая и Узбекистана. Однако при правильном подходе можно склонить чашу весов на сторону создания союза, учитывая, что экономическая обстановка в Российской Федерации складывается не так хорошо, как этого бы хотелось.
Узбекистан стремится к статусу региональной державы. "Узбекская великодержавность" явно вступает в противоречие с системой "равноправных" отношений тюркских государств, вовлеченных в пантюркистское пространство. Но и здесь также есть действенные рычаги, при использовании которых можно добиться лояльности узбекской стороны. Одним из таких шагов на пути формирования союза с участием Узбекистана может стать придание этому государству особого статуса, чтобы удовлетворить его великодержавные амбиции.
Идея пантюркизма не является новой во внешней политике Турции в отношении вышеперечисленных государств, а также субъектов Российской Федерации (Башкортостан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Саха-Якутия, Татарстан, Чувашия), Украины (Крым) и Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район). Говоря о региональных организациях, Анкара и здесь играет активную роль. Необходимо отметить, что турецкая дипломатия придает очень важное значение таким региональным организациям как "Кавказский дом", "Исламская конфедерация Кавказа", "Исламская Чечено-Дагестанская конфедерация", "Кавказский общеевразийский рынок", региональный экономический союз ГУУАМ, Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС); Центральноазиатский союз (ЦАС) республик Средней Азии и Казахстана.
Главной причиной, по мнению аналитиков ЦАН, по которой идея создания некоего Центральноазиатского союза на основе идей пантюркизма не может быть воплощена в жизнь, это нехватка денежных средств как у самой Турции, так и у ее потенциальных союзников. Это объясняет стремление Анкары стать полноправным членом Евросоюза. Став членом, Турция получит финансовую помощь, которую можно будет использовать для поднятия своей экономики, что в результате приведет к усилению как политической, так и экономической позиции Анкары в Центральноазиатском регионе. Но именно по этой причине Турцию не станут принимать в эту европейскую организацию. Европа и Америка никогда не позволят, чтобы в Центральной Азии, регионе, богатом природными ископаемыми и прежде всего нефтью и газом, сформировался мощный политический и экономический союз. Говоря о США, то здесь Анкара может сыграть на противоречиях с Европой. Вашингтон тоже болезненно относится к расширению европейского экономического пространства. Используя этот фактор, турецкая сторона может добиться выделения ей небольших кредитов.
Однако наиболее перспективным и продуктивным путем, которым следует пойти Турции и ее союзникам для получения необходимых денежных средств на формирование союза, является использование внутренних резервов, а именно диаспор. Именно привлечение денежных средств различных диаспор позволит, независимо от международных организаций, получить столь необходимые финансовые средства. Не следует сбрасывать со счетов опыт других стран, которые также прибегали к помощи соотечественников, живущих за пределами своей родины. Для привлечения такой финансовой помощи правительство Турции должно выработать конкретные действия и заинтересовать представителей крупных диаспор в инвестировании своих средств в будущий политический и экономический союз.
Пантюркизм, считают аналитики, неизбежно встретит враждебность стран, окружающих тюркский мир. Россия, Китай, Иран, Болгария, Греция и Афганистан имеют значительное количество тюркских меньшинств, и они будут рассматривать всякое движение к единению тюрков как угрозу их территориальной целостности. Большинство западных стран также будут испытывать тревогу из-за исторических предрассудков против тюрков. Учитывая эти предрассудки и враждебность, пантюркизм должен будет развиваться в постепенной и скрытной манере. Тут должен будет применяться "принцип обрезания" (во время обрезания мальчика отвлекают конфетками и игрушками, когда неизбежное случается, уже поздно плакать или сопротивляться - ред.).
В связи с вышесказанным тюркские нации на первом этапе, возможно, будут прилагать усилия к укреплению главным образом культурных, социальных и экономических связей между собой. Политические цели могут быть отложены до следующего этапа движения, когда экономическое и культурное взаимодействие уже будет достигнуто. На втором этапе приоритетной целью должна будет стать политическая консолидация, но эта консолидация должна, во избежание конфликтов, ограничиваться только шестью независимыми тюркскими странами...
Подготовил Т.Мамед