НАЦИОНАЛ-ЧЕКИСТЫ РАЗОБЛАЧИЛИ ИРАНСКИХ ШПИОНОВ Материалы переданы для доследования в Республиканскую прокуратуру
И.АЙХАН
Министерство национальной безопасности Азербайджана распространило информацию о том, что соответствующие службы этого ведомства завершили расследование по делу о шпионаже, в котором подозреваются гражданин Азербайджана Акиф Алиага оглу Абдуллаев и гражданин Ирана Фарамаз Рамазан оглу Бехруз-Паинанзаба. Шпионаж велся в пользу соседнего государства и первые оперативные данные на этот счет поступили в МНБ в начале 2002 года.
По поступившим тогда в МНБ сведениям, жителя Астаринского района Акифа Абдуллаева завербовал Фарамаз Рамазан, который по заданию иранских спецслужб, в частности, разведки Ettelaat, занимался активным сбором разведданных в южных регионах Азербайджана. Кроме всего прочего, он склонял к сотрудничеству граждан Азербайджана, каковым и оказался Акиф Абдуллаев.
В ходе расследования было установлено, что наш соотечественник передавал через Бехруза-Паинанзаба кадровому сотруднику иранской разведки Гаджи Сеиду Мусеви планы военных объектов, сведения о стратегических оборонных объектах, численности личного состава в войсковых частях, их обеспечении и другие сведения секретного характера. МНБ утверждает, что Бехруз-Паинанзаб полностью признал себя виновным и подтвердил свою шпионскую деятельность против Азербайджана. В материалах следствия, переданных в Республиканскую прокуратуру, Абдуллаеву и Бехруз-Паинанзабу инкриминируются статьи 274, 276 и 318.1 УК.АР (измена Родине, шпионаж и незаконное пересечение государственной границы).
Примечательно, что оба подозреваемых после тщательной разработки операции, были задержаны в июле 2002 года. Примечательно потому, что еще в 2001 году между МНБ Азербайджана и Министерством информации и безопасности Ирана была достигнута предварительная договоренность о подписании в ближайшем будущем меморандума о сотрудничестве, предусматривающем совместную работу по обеспечению безопасности национальных интересов двух государств региона, не допускающих враждебных действий в отношении друг друга.
И пусть этот документ был официально завизирован сторонами только в июле текущего года, ответственности с иранской стороны за нарушение слова "рыцаря плаща и кинжала" это никак не снимает.
Однозначно, что соседняя страна придает мало значения внешним проявлениям дружелюбности и размазывая тем самым слезы умиления одной рукой, другой прячет за спиной нож.
Возможно, маховик операции с участием Бехруз-Паинанзаба, запущенный еще до подписания вышеназванного меморандума, уже невозможно было остановить. Но в это слабо верится. Своего агента из чужой страны отозвать никогда не поздно. Тем не менее, МНБ, взявшее на себя нелегкую миссию закамуфлировать шпионский скандал в дипломатические тона, тактично высказывает предположение, что указанная преступная деятельность готовилась в период, предшествовавший подписанию меморандума. Но при этом отечественные спецслужбы выражают надежду, что впредь подобные действия иранских спецслужб допускаться не будут.
В целом весьма приятно лицезреть успехи отечественных "чекистов" на поприще борьбы с невидимым врагом, от которого к тому же не ожидаешь удара в спину, полагаясь на подписанные с ним миролюбивые документы. Но, вместе с тем, очевидно, что исполнительная власть страны, ответственная за формулирование концепции национальной безопасности и ее практическую реализацию, должна сама отдуваться, не подставляя скромных бойцов невидимого фронта, честно и добросовестно стоящих на страже национальной безопасности.