26.12.2002 18:05 MSK Борис Шихмурадов пожертвовал своей свободой
Лидер оппозиционного Народно-демократического движения Туркмении Борис Шихмурадов 25 декабря явился в Комитет национальной безопасности Туркмении в Ашхабаде. Об аресте Шихмурадова на следующий день сообщили туркменские официальные средства массовой информации. Корреспондент ПРИМЫ связался с представителем оппозиционного движения в Стокгольме Мурадом Эсеновым и попросил прокомментировать решение лидера крупнейшей оппозиционной группы.
Мурад Эсенов - Шихмурадов находится в Туркменистане с сентября этого года. Вместе с ним на территории страны находились 20 человек, руководивших Национально-демократическим движением Туркмении. Они организовывали акции гражданского неповиновению режиму Ниязова. Все они сейчас арестованы. Шихмурадов принял решение сдаться властям, поскольку намеревается превратить судебный процесс над Шихмурадовым в судебный процесс над режимом Туркменбаши. Заявление Шихмурадова по этому поводу мы еще вчера разместили на своем сайте.
Корр. - Это огромный риск...
- На мой взгляд, это последний шанс для нашей нации остановить диктатора. Если этот замысел сорвется, «ниязовщина» будет длиться вечно. В прошлый раз спецслужбам удалось разгромить оппозицию в октябре 1994 года. Причем тогда они также инсценировали покушение на Ниязова. Были проведены массовые аресты, в том числе был арестован и я. 20 февраля 1995 года уголовное дело против меня было закрыто за отсутствием состава преступления, после этого я выехал из Туркменистана.
- Теперь, когда выяснилось, что во время покушения Шихмурадов находился в Туркмении, обвинение использует этот факт для обвинения оппозиции в причастности к покушению на Туркменбаши.
- Все зависит от того, как будет организовано следствие и суд. Если к обвиняемым по этому делу допустят адвокатов, наблюдателей из независимых организаций, то тот факт, что покушение - это инсценировка, вскроется очень скоро. Если же следствие и суд будут закрытыми, конечно, все припишут лидерам оппозиции. Поэтому мы будем настаивать на том, чтобы ОБСЕ вмешалась в эту ситуацию. Мы отдаем себе отчет в том, что Ниязов вряд ли обратит внимание на мнение международных организаций. Так что явка Шихмурадова в КНБ - это скорее апелляция к гражданам Туркменистана.
- Ожидаете ли Вы от России каких-то заявлений или действий в связи с ожидаемым судебным процессом?
- Нет. До сих пор Россия не проронила ни слова в защиту прав человека в Туркменистане. Россия не проронила ни слова даже в защиту так называемого русскоязычного населения в Центральной Азии, что уж говорить о нас. Хотя, кто знает, секретарь Совета Безопасности Рушайло во время ожидаемого в начале нового года визита в Ашхабад мог бы выразить озабоченность соблюдением закона во время следствия и суда по этому делу.