CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasia.org.ru

"Транспаренси Интернэшнл" обвиняет Узбекистан и Казахстан в системной коррупции

5 февраля 2003

"Транспаренси Интернэшнл" обвиняет Узбекистан и Казахстан в системной коррупции | |

Расположенная в Германии неправительственная организация "Транспаренси Интернэшнл" опубликовала список, в котором страны перечислены в зависимости от степени распространения в них коррупции. Отчет о распространении коррупции по странам мира за 2003 г. показывает, что страны Центральной Азии поражены проблемами: в них процветает системная коррупция, практически не работает гражданское общество, отсутствуют независимые СМИ, а у правительств этих стран не хватает политической воли решать эти проблемы.

Прага, 3 февраля 2003 г. (РСЕ/РС) - Ежегодный отчет "Транспаренси Интернэшнл" перечисляет страны по степени распространения в них коррупции. В этом списке анализируются 102 страны со всего мира.

Узбекистан и Казахстан - единственные из включенных в это исследование стран Центральной Азии - расположились соответственно на 68 и 88 местах. Таджикистан, Киргизия и Туркмения не вошли в этот список в связи с недостаточностью необходимых данных по этим странам.

Стиан Кристенсен является специалистом, отвечающим в берлинской "Транспаренси Интернэшнл" за страны СНГ. Как он сообщил РСЕ/РС, все пять стран Центральной Азии объединяет коррупция, носящая "системный" характер - явление, доставшееся им в наследство с советских времен, когда периодическое решение этой проблемы представляла для простых людей реальное средство заставить бюрократию исполнять свои обязанности.

Как объяснил Кристенсен, слово "системная" в применении к коррупции означает, что она "является одним из способов существования этих стран региона. Это нечто, что не только воспринимается населением как должное, на этом зиждется власть лидеров этого региона. У них есть доступ - практически бесконтрольный - к доходам государства. И они используют его коррупционным образом, чтобы купить верность, которая им необходима для поддержания политической стабильности в стране".

По его словам, для борьбы с коррупцией требуется политическая воля, которая отсутствует практически во всех странах Центральной Азии. Она нужна для того, чтобы установить власть закона в стране, принять соответствующее законодательство, пополнить ряды правоохранительных органов профессионалами. Как подчеркнул Кристенсен, слова у центрально-азиатских чиновников редко превращаются в дела, в реальные антикоррупционные программы. "Едва ли есть страна в Центральной Азии, где не заявляют о своем желании разобраться с коррупцией. Коррупция сейчас получила там такое распространение, что уже больше невозможно отрицать ее существование в этих странах. Но, разумеется, вы не станете воспринимать подобные заявления всерьез, если они исходят из Ашхабада (столицы Туркмении). Я также не стал бы воспринимать их всерьез, если бы они исходили и из любой другой из столиц региона", - отметил Кристенсен.

В Киргизии министр внутренних дел Бакирдин Субанбеков объявил, что после его вступления в эту должность борьба с коррупцией становится задачей номер один. Однако, похоже, кодекс поведения госслужащих, введенный в Киргизии в январе 2001 г., помог мало.

Однако Кристенсен все же довольно оптимистично настроен в отношении наличия доброй воли у киргизского правительства. "Если вы попробуете найти здесь положительные моменты, я надеюсь, что Киргизия сейчас возвращается на прежний путь и серьезно настроена претворять свои слова в дела. Она ясно показывает, что намерена бороться с коррупцией. И сейчас она действительно чрезвычайно нуждается в этом, поскольку только таким путем можно сдвинуть экономику в этой стране", - сказал Кристенсен.

Как говорит Кристенсен, политическая воля в отношении борьбы с коррупцией в Центральной Азии часто определяется политической необходимостью. "Они используют борьбу с коррупцией как популистский инструмент для завоевания поддержки среди населения. Сейчас, как мне кажется, этот прием становится все менее эффективным, поскольку по мере того, как идет время, все меньше доверия словам этих лидеров в отношении коррупции. Наивысшее проявление этой тенденции можно сейчас наблюдать в Туркмении, где против лидеров оппозиции даже проводятся показательные процессы, случается, что и по обвинениям в коррупции.

Отчет по странам СНГ - написанный Аленой Леденевой, преподавателем Лондонского университетского колледжа, - отмечает, что подобные случаи имели место и в Казахстане, где президент Нурсултан Назарбаев в прошлом году снял с занимаемых должностей своего зятя, Тимура Кулибаева, и бывшего премьер-министра Нурлана Балгимбаева - с поста президента компании нефтегазового транспорта и председателя компании "Казахойл". Этот шаг был широко расценен как попытка Назарбаева отмежеваться от международного коррупционного скандала.

"Транспаренси Интернэшнл", отмечает Кристенсен, облегчает гражданам доступ к информации о том, что происходит в их собственных правительствах. Однако в Центральной Азии правительства нетерпимо относятся к деятельности организаций гражданского общества. Что еще более тревожно, за последние два года в этих странах резко ухудшилась ситуация в области свободы прессы. "Нужно отметить проблему доступа к информации, которая стала главной проблемой Отчета о коррупции по странам мира за 2003 г. Когда мы говорим о Центрально Азии, этой темы избежать нельзя, поскольку она является главной проблемой для этого региона. Ситуация внушает мне большую озабоченность, возможно, я надеюсь, за исключением одной Киргизии. Казахстан (в особенности) сделал несколько больших шагов назад", - подчеркнул Кристенсен.

Кристенсен привел пример казахстанского журналиста Сергея Дуванова, на прошлой неделе приговоренного к трем с половиной годам лишения свободы после того, как суд нашел его виновным в изнасиловании несовершеннолетней в ходе процесса, прошедшего, по мнению Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, с нарушениями закона. У Дуванова уже несколько раз были проблемы с властями Казахстана, в особенности после написания им серии статей, в которых рассказывалось об обвинениях против президента Назарбаева и его окружения в переводе денег на секретные счета в швейцарских банках.

В отчете говорится, что международные организации играют особенно важную роль в поддержке работы неправительственных организаций и оказании давления на правительства региона с тем, чтобы они установили более высокие нормы прозрачности, подотчетности и предоставления обществу информации.

В ноябре 2001 г. руководитель Программы развития ООН Калман Мизсей призвал президента Таджикистана Имомали Рахмонова предпринять более жесткие меры в целях искоренения коррупции в его стране и проведения в жизнь реформы, отметив, что в противном случае помощь его стране может быть сокращена. В ответ Рахмонов сделал антикоррупционные предупреждения министрам и уволил руководителя правительственной структуры, отвечающей за распределение международной помощи жертвам стихийных бедствий, обвинив его в коррупции.

В отчете "Транспаренси Интернэшнл" высказываются опасения в связи с существованием двойных стандартов в области борьбы с коррупцией. Статистика программ помощи и предоставления кредитов показывает, что Узбекистан был снят с крючка в отношении коррупционных преступлений и нарушений прав человека благодаря своему стратегическому значению, в особенности после того, как узбекские базы стали одной из главных платформ в возглавляемой США войне в Афганистане.

По словам Кристенсена, Узбекистан получает "значительную экономическую помощь. Если антикоррупционные инициативы не станут частью необходимых условий для подписания договоров о предоставлении кредитов, тогда, как мне представляется, это значит, что им фактически предоставляется свобода действий в их станах, что происходить не должно".

Остается неясным, отмечает Кристенсен, будут ли антикоррупционные условия включены в условия предоставления новых международных кредитов или помощи. Он твердо уверен, что поддержка существующих режимов окажется не лучшим решением в долгосрочной перспективе.

Цена, которую приходится платить за коррупцию частному сектору в Центральной Азии, невероятно высока. Деловой климат по-прежнему подорван скандалами, что чрезвычайно негативно сказывается на потенциальной привлекательности этого богатого энергетическими и природными ресурсами региона в глазах иностранных инвесторов.

Прочитать оригинал статьи

Антуан Блуа Радио Свободная Европа/Радио Свобода 05 Feb 2003

eurasia.org.ru

Предыдущая статьяКазахский язык как яблоко раздора: Часть 2
Следующая статьяСкандал с экстрадицией