03.02.2003 Таджикские СМИ о Туркменбаши: или хорошо, или ничего
Дипломаты нейтрального Туркменистана пытаются нейтрализовать в таджикской прессе критическую информацию о Великом Сердаре. И это им удается, несмотря на то, что нынешний уровень свободы слова в Таджикистане один из самых высоких в регионе. По мнению экспертов, это объясняется позицией таджикских властей, которые отмечают важность таджикско-туркменских отношений в перспективе.
"Наша задача - укрепление добрососедских связей, культурного и экономического сотрудничества с соседями по региону, в том числе и с Туркменистаном", - заявил 13 января в интервью IWPR Игорь Сатаров, начальник департамента информации МИД РТ. Комментируя ситуацию, связанную с протестами туркменской стороны по поводу критической информации, появлявшейся в течение 2002 года, он сообщил, что по долгу службы министерство вынуждено реагировать на каждую ноту протеста. В тоже время в Таджикистане официально объявлена свобода слова и местные СМИ независимы в выборе своей информационной политики, считает он.
Одной из причин возникшего конфликта И. Саттаров называет невысокий профессиональный уровень таджикской журналистики. "Многие наши журналисты не придерживаются основных норм журналисткой этики и порой, неосторожным словом наносят вред межгосударственным отношениям. - говорит он. - СМИ играют важную роль в обществе - это санитары, вскрывающие больные места. Но в своей деятельности они должны не забывать главный врачебный постулат - не навреди".
Наблюдатели отмечают, что в начале прошлого года в таджикской прессе была опубликована серия статей, подвергающих политический и экономический курс правительства Туркмении и разоблачающие культ личности Туркменбаши. Во многом это были перепечатки из российских СМИ, однако были и обобщающие материалы местных авторов. Одной из таких стала статья "Властелин туркмен" из серии "Лидеры Содружества" корреспондента газеты "Азия-Плюс" Марата Мамадшоева, рассказывающая о жизненном пути Сапармурата Ниязова, его карьера и деятельность на посту президента страны.
Данная публикация вызвала большое недовольство туркменского посольства в РТ, которое направило в таджикский МИД ноту, назвав статью "оскорбительной" и потребовало оказать давление на местные СМИ. В МИД был вызван главный редактор газеты, с которым была проведена беседа на эту тему. Состоялась также его встреча с послом Туркменистана в РТ Атой Гундогдыевым, на которой было отмечено, что туркменскую сторону возмутил факт появления в одной из ведущих таджикских газет критики в адрес Туркменбаши, в то время как другие СМИ Центральной Азии избегают делать это.
В итоге газета "Азия-Плюс" была вынуждена опубликовать ответ туркменского посла. "Туркменистан не нуждается в заключениях различного рода иностранных "экспертов", заведомо искажающих действительность, - говорится в статье. - Посольство считает, что статья оскорбительна для каждого гражданина Туркменистана и не отвечает высокому уровню динамично развивающимся отношениям между братскими странами. Мы выражаем надежду на то, что таджикская сторона тщательно разберется со статьей и результаты сообщит посольству:".
Параллельно МИД Туркменистана направил ноту таджикскому послу в Ашхабаде Тоджиддину Мардонову, после чего он написал письмо в правительство РТ, в котором указал важность и перспективы таджикско-туркменского сотрудничества и рекомендовал оказать соответствующее влияние на СМИ страны.
Посольство еще несколько раз писало ноты в таджикский МИД по схожим публикациям в других газетах, и в итоге такая политика принесла результаты. Начиная с середины 2002 года, в таджикской прессе практически исчезли какие-либо статьи, негативно отзывающиеся о туркменском лидере. "Редактора местных газет стали применять самоцензуру, - говорит журналист одной из газет, пожелавший остаться неизвестным. - Вся информация о Туркменистане, предполагаемая к печати в местной прессе стала определяться принципом - "о покойнике - или хорошо, или совсем ничего"".
Эксперты отмечают, что если раньше основным источником информации о Туркменистане для таджикских газет являлись российские СМИ и веб-сайты туркменской оппозиции, расположенные на иностранных серверах (в том числе и нашумевший проект Gundogar.org), то сегодня они все чаще ссылаются на проправительственные - Turkmenistan.ru и другие. Даже, когда в конце ноября в Ашхабаде произошел громкий инцидент, связанный с покушением на жизнь Сапармурата Ниязова, таджикские СМИ проявили осторожность и выдали минимум информации без комментариев. В последующем, в аналитических материалах, посвященных теракту, была использована в основном официальная информация.
Посольство Туркменистана в Душанбе, недовольное позицией местных СМИ, практически прервало какие-либо контакты с ними и отказывается предоставлять необходимую информацию. Так, на просьбу прокомментировать нынешнее состояние таджикско-туркменских отношений, пресс-секретарь посольства сообщила в интервью IWPR, что все дипломаты заняты, и дать какой-либо ответ в ближайшее время не смогут.
Данную миссию по доведению правильной информации о Туркменистане взял на себя таджикский посол Т. Мардонов. В одном из последних номеров газеты "Азия-Плюс" он дал собственную оценку событиям в Ашхабаде и взаимоотношениям между двумя странами. "Туркменистан - стабильная и спокойная страна, - заявил он в интервью, - имеющая среди стран СНГ хорошие показатели экономического роста по многим параметрам. Поэтому это событие всколыхнуло всю общественность страны". По данным посла, президент РТ Э. Рахмонов первым отозвался на этот инцидент и выразил глубокое возмущение терактом.
По мнению экспертов, такая позиция таджикской стороны говорит о желании укрепить двусторонние отношения с Туркменистаном, которые пока остаются на невысоком уровне. Так, по данным Государственного комитета по статистике РТ. В основном, торговый оборот между двумя странами состоит из электроэнергии, закупаемой Таджикистаном у Туркмении, через Узбекистан и алюминием, которым таджикская сторона расплачивается за энергию. По данным Т. Мардонова, заключено соглашение о поставке 1 млрд. 200 млн. квт/ч электроэнергии для Таджикского алюминиевого завода.
"В области экономического сотрудничества между Таджикистаном и Туркменистаном существует большой потенциал, - считает Рашид Г. Абдулло, независимый политолог. - В первую очередь это касается туркменского газа и нефти, которые позволили бы диверсифицировать каналы поставок ГСМ в республику. Тем более что между двумя странами, в отличие от других соседей, нет никаких проблем - ни приграничных, ни транспортных".
По мнению эксперта, в этом заинтересованы оба государства, но они пока сталкиваются с препятствиями со стороны соседнего Узбекистана, который заинтересован в поставках РТ собственного газа по цене 48 долл за тыс. кубометров, в то время как Туркмения предлагает газ по 35 долл. за тыс. куб. По данным агентства "Интерфакс", в середине прошлого года премьер-министр Узбекистана Уткир Султанов открыто заявил, что газотранспортная система страны сильно изношена и будет работать в первую очередь для экспорта собственного сырья. Обеспечивать только транзит туркменского газа Ташкент уже не может.
Сегодня говорить о каких-либо существенных подвижках в сторону развития таджикско-туркменских отношений трудно. По данным МИД РТ, за весь прошлый год не зафиксировано ни одного визита в Душанбе со стороны Туркменистана. Также отмечается низкая степень участия туркменской стороны в региональных межгосударственных структурах. Мало того, Туркменбаши не раз подвергал их критике. По данным сайта Gundogar.org, в письме на имя госсекретаря США Колина Пауэла от 11 июля 2002 года он сообщает, что "такие структуры, как ГУУАМ, Шанхайская группа, ДКБ или Таможенный союз стран СНГ служат мимолетным целям и не соответствуют региональной геополитической обстановке".
По мнению С. Ниязова, существующий Международный фонд спасения Арала под патронажем президентов Центрально-азиатских стран не оправдал своих ожиданий, превратившись в инструмент политических дебатов. Он предлагает преобразовать Фонд в Межправительственную рабочую группу государств-членов. Учитывая, что в настоящее время МФСА в порядке ротации возглавляет президент РТ Э. Рахмонов, который взялся реанимировать и активизировать его деятельность, такие заявления не пойдут на пользу двусторонним отношениям. Как впрочем, и заявление Э. Рахмонова, высказавшегося в письме членам правительства, руководителям областей и районов страны, СМИ и др. в конце 2001 года недовольство чрезмерным освещением его деятельности в местных СМИ. "Восхваления в адрес главы государства имеют отрицательные последствия, - подчеркнул президент в письме. - Примеры тому можно найти и в истории, и в настоящие дни. Мы знаем, какие результаты дает культ личности в отдельных странах, в том числе и соседних:".
Несмотря на низкий уровень сотрудничества между двумя странами в настоящем, по мнению наблюдателей, в перспективе оно может получить дополнительный толчок. Позиции двух стран сближает ситуация, складывающаяся в последние годы в регионе и в первую очередь - противоречия с соседним Узбекистаном. "Официальный Ашхабад раздражен агрессивной внешней политикой Ташкента, который смог акцентировать внимание США в регионе на себе и стать главной опорой американцев, - считает Алишер Курбонов, независимый политолог. - Туркменистану, которого за политику неучастия в региональных проблемах подвергают критике, и все больше оттесняют от Центрально-азиатского Олимпа, нужны союзники. Таким может быть Таджикистан".
В свою очередь Рашид Г. Абдулло считает, что официальный Душанбе должен быть в большей степени заинтересован в развитии таджикско-туркменских отношений. "Любое сотрудничество с таким экономически и политически сильным государством региона как Туркменистан может укрепить положение Таджикистана, который только несколько лет назад вышел из состояния гражданской войны". Причем, по мнению эксперта, необходимо отказаться от принципа деления стран на хороших и изгоев, а устанавливать взаимное сотрудничество на прагматичной основе.
Принимая во внимание перспективы таджикско-туркменских отношений, нынешнюю позицию туркменских дипломатов в Таджикистане и местных властей, наблюдатели полагают, что таджикская пресса продолжит нейтрально-положительную информационную политику в отношении Туркменбаши. А революционные реформы и мудрое руководство Сердара будут освещаться только в российских СМИ.
Зафар Абдуллаев, корреспондент IWPR