СТРАСТИ ПО ТРУБОПРОВОДАМ ОЭТ Баку-Тбилиси-Джейхан по-прежнему вне всякой конкуренции
Ф.ФАТУЛЛА
Как мы сообщали в прошлом номере, президент страны Гейдар Алиев провел совещание, посвященное реализации проекта Основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (ОЭТ БТД). В сущности, что бы не звучало со всех сторон, мы с каждым днем все больше убеждаемся в необходимости строительства ОЭТ БТД, несмотря на наличие в регионе таких нефтепроводов, как Баку-Супса и Баку-Новороссийск. И теперь, кажется, практически не осталось экспертов, которые склонялись бы к тому, что существующие в регионе трубопроводы могут полностью удовлетворить потребности в транспортировке добываемой в Каспийском бассейне нефти. Кстати, вполне возможно, что ОЭТ БТД будет работать на пределе своих мощностей уже через несколько лет после введения его в строй. Это связано, разумеется, и с тем, что по этому маршруту будет перекачиваться также и казахстанская нефть.
Намедни в Казахстане прошла встреча президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с исполнительным директором концерна ENI Витторио Минкато. По словам В.Минкато, в ходе встречи с лидером этой республики, помимо технических вопросов, речь шла и о таких двух немаловажных аспектах сотрудничества в нефтегазовой отрасли, как обязательное соблюдение требований экологии и обучение местных кадров.
Отвечая на вопросы журналистов о транспортировке казахстанской нефти, передает Kazakhstan today, в частности, об альтернативах Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), В. Минкато заявил, что "необходимо рассмотреть несколько возможных маршрутов. Сейчас рассматривается вопрос строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, но есть и другие пути, главным образом - российские системы транспортировки". Отвечая на вопрос о возможности использования иранского направления, В.Минкато сообщил, что "сейчас мы концентрируем все свое внимание на БТД, КТК и на российской системе".
Ни для кого не секрет, что политический мотив, а точнее - отношения США с Ираном, является главным препятствием в решении вопроса транспортировки казахстанской нефти по иранскому маршруту. Поэтому и мы не станем на этом маршруте заострять свое внимание. Другим направлением для казахстанской нефти В.Минкато была названа российская система нефтепроводов. Однако дело в том, что России самой не хватает мощностей для транспортировки нефти. И это очевидно. Как передают российские агентства, в связи с резко возросшим объемом экспорта российской нефти, ее экспортные возможности - морские терминалы, нефтепроводы и железные дороги уже задействованы на полную или почти полную расчетную мощность. Уже третий по величине в России нефтедобытчик - компания "Сургутнефтегаз" достигла установленного для нее правительством верхнего предела экспорта нефти. И государственный монополист, который представляет "Транснефть", был вынужден отказать этой компании в транспортировке части дневного объема добычи нефти. Таким образом, ситуация с компанией "Сургутнефтегаз", ставшая, по сути дела, симптомом грядущей "болезни" российской нефтяной индустрии, уже сегодня беспокоит российских нефтяников. И, как сообщил на пресс-конференции вице-президент "ЛУКойла" Леонид Федун (ПРАЙМ-ТАСС), они в ближайшее время на совещании у вице-премьера Виктора Христенко вынесут на обсуждение вопросы строительства нефтеналивного порта в Мурманске и трубопровода Сургут-Мурманск.
Необходимость строительства нового порта связана с дефицитом мощностей по транспортировке нефти, который уже начинает испытывать Российская Федерация. По расчетам экспертов, к октябрю этот дефицит может составить по оптимистическим прогнозам 8-18 млн. тонн, по пессимистическим - до 25 млн. тонн.
Как видно из сложившейся ситуации, у российских нефтяников и без казахстанской нефти проблем, как говорится, "выше крыши". Хотелось бы, кстати, остановиться на одном из довольно интересных фактов "правил игры" в нефтепроводы на пространстве СНГ. Владельцами трубы ОЭТ БТД являются компании, создавшие BTC Co. В России же все нефтепроводы являются государственными. Поэтому вошедшие в BTC Co иностранные компании и задействованные на казахстанском шельфе, являясь, соответственно, и собственниками, предпримут все усилия, чтобы направление Баку-Джейхан было приоритетным.