12 May 2003 Государственный департамент выражает "серьезную озабоченность" в связи с ядерной программой Ирана (США поддерживают идею о проведении МАГАТЭ скрупулезной проверки ядерных программ Ирана)
Официальный представитель Государственного департамента США Ричард Баучер заявил 8 мая, что США выражают "серьезную озабоченность" в связи с активным стремлением Ирана приобрести ядерное оружие и поддерживают идею о проведении Международным агентством по атомной энергии "скрупулезной проверки" ядерных программ Ирана. Баучер выступил перед прессой на брифинге в Государственном департаменте в Вашингтоне.
"В настоящее время Иран открыто признает, что стремится достичь полного цикла переработки ядерного топлива. Мы полностью отвергаем утверждения Ирана, что он делает это в мирных целях, - сказал Баучер. - Наша озабоченность связана с возможностью приобретения ядерного оружия государством, которое является известным сторонником терроризма".
"Для государства, столь богатого нефтью и газом, как Иран, нет никакого оправдания строительству весьма дорогостоящих объектов по переработке ядерного топлива. Иран ежегодно сжигает в факелах больше газа, чем эквивалентная энергия, которую можно было бы получить с помощью столь желаемых им ядерных реакторов. Государствам с мирными ядерными программами нечего скрывать, а Иран делал все для того, чтобы скрыть всю эту деятельность по переработке ядерного топлива", - сказал Баучер.
"США ясно дали понять Международному агентству по атомной энергии, правительствам других стран и общественности, что мы решительно поддерживаем скрупулезную проверку ядерных программ Ирана, - заявил Баучер. - Мы ожидаем представления полного доклада на заседании Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии в июне, с которым должен выступить генеральный директор Эль- Барадей".
Ниже приводится отрывок из выступления официального представителя Государственного департамента США Ричарда Баучера по Ирану:
ВОПРОС: Не могли бы вы обрисовать текущую позицию США по Ирану и, в частности, в МАГАТЭ? Стремитесь ли вы к тому, чтобы МАГАТЭ приняло какое-либо решение против Ирана? И, в частности, что, по вашему мнению, должно говориться в такой резолюции?
БАУЧЕР: Ответ на первый вопрос - да, ответ же на остальные вопросы таков.
Мы уже в течение долгое времени выражаем нашу озабоченность, серьезную озабоченность в связи с активным стремлением Ирана приобрести ядерное оружие, а также другие виды оружия массового поражения и ракетные системы доставки более дальнего радиуса действия. В настоящее время Иран открыто признает, что стремится достичь полного цикла переработки ядерного топлива. Мы полностью отвергаем утверждения Ирана, что он делает это в мирных целях.
Иран признался, что строит завод по обогащению ядерного топлива, завод по обогащению урана и завод по производству тяжелой воды, только после того, как у него не осталось другого выбора, потому что об этом стало известно, как вы знаете, от одной иранской оппозиционной группировки. Первый завод по обогащению урана мог бы использоваться для производства высокообогащенного урана для оружия. Завод по производству тяжелой воды мог бы поддерживать реактор в целях производства оружейного плутония.
Для государства, столь богатого нефтью и газом, как Иран, нет никакого экономического оправдания строительству весьма дорогостоящих объектов по переработке ядерного топлива. Иран ежегодно сжигает в факелах больше газа, чем эквивалентная энергия, которую можно было бы получить с помощью столь желаемых им ядерных реакторов. Государствам с мирными ядерными программами нечего скрывать, а Иран делал все для того, чтобы скрыть всю эту деятельность по переработке ядерного топлива.
До нынешнего года Иран был единственным государством, не откликнувшимся на призыв Международного агентства по атомной энергии объявлять о новых ядерных объектах до начала их строительства, с которым оно выступило в 1992 году. В конце февраля этого года Иран, наконец-то, согласился сделать это, но лишь под интенсивным давлением.
Иран также в течение нескольких лет отказывался подписать дополнительный протокол с МАГАТЭ, который позволил бы агентству иметь более точную информацию о ядерной деятельности Ирана. США ясно дали понять Международному агентству по атомной энергии, правительствам других стран и общественности, что мы решительно поддерживаем скрупулезную проверку ядерных программ Ирана. Мы ожидаем представления полного доклада на заседании Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии в июне, с которым должен выступить генеральный директор Эль- Барадей.
ВОПРОС: Вы считаете, что иранцы, разрабатывающие это оружие, ядерное оружие, представляют прямую угрозу для США или региона?
БАУЧЕР: В данный момент я не буду делать далеко идущих выводов. Мы весьма и весьма ясно дали понять, что мы считаем развитие событий в таком направлении очень опасным и что ни одна страна не должна сотрудничать с Ираном в осуществлении его ядерной программы, потому что она используется для поддержки развития событий в таком направлении.
ВОПРОС: Поднимал ли Ким Холмс этот вопрос во время своих встреч в Москве, или он акцентировал свое внимание только на резолюции?
БАУЧЕР: Насколько мне известно, помощник Государственного секретаря Холмс встретился с министром иностранных дел, с представителями международных организаций, и, кажется, с заместителем министра иностранных дел. Но заместитель Госсекретаря Болтон только что побывал в Москве. Разумеется, он обсуждал с русскими проблему Ирана, а также другие темы из повестки дня "Большой восьмерки" и проблемы нераспространения. То есть, для него и для других это регулярная тема для бесед. Однако мне не известно, поднимал ли этот вопрос именно помощник Госсекретаря Холмс.
ВОПРОС: После встреч Болтона не было достигнуто никакого прогресса, о котором можно было бы рапортовать?
БАУЧЕР: Я не хотел бы говорить за русских о том, что они собираются делать со своей программой ядерного сотрудничества.
ВОПРОС: Озабочены ли вы перспективой начала гонки вооружений в данном регионе, если иранцы приобретут такое оружие?
БАУЧЕР: Наша озабоченность связана с возможностью приобретения ядерного оружия государством, которое является известным сторонником терроризма. Об этом говорилось Президентом. Именно поэтому он говорил об "оси зла". Все мы понимаем, что это - одна из самых опасных комбинаций нашего века, и США на протяжении многих лет активно добиваются прекращения ядерного сотрудничества с Ираном, потому что мы полагаем, что это способствует такому развитию событий.
(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: