12 May 2003 Заявление Госдепартамента США в связи с иранской установкой для производства тяжелой воды (Консультации с Россией и Китаем в отношении иранской ядерной программы)
Отвечая на вопрос о том, действительно ли правительство Ирана признало наличие у него ядерного реактора на тяжелой воде, Госдепартамент выступил 9 мая с нижеследующим заявлением:
"Иран признал наличие у нег о установки для производства тяжелой воды в Араке и установки по обогащению урана в Натанце, но это было сделано лишь после того, как информация о существовании этих установок была передана прессе в августе 2002 года группой иранских оппозиционеров.
Помимо обеспеченного гарантиями МАГАТЭ небольшого реактора нулевой мощности в Исфаханском центре ядерных технологий, у Ирана не должно быть ни реактора на тяжелой воде, ни потребности в отечественном источнике тяжелой воды. Единственный имеющийся у Ирана энергетический реактор, который, как ожидается, будет введен в эксплуатацию в течение ближайших десяти лет, это легководный реактор, сооружающийся в Бушере при содействии России. Сооружение промышленной установки в Араке для производства тяжелой воды вызывает серьезные вопросы по поводу намерений Ирана. Реакторы, работающие на тяжелой воде, лучше приспособлены для производства плутония, чем легководные реакторы. Мы считаем, что намерение Ирана состоит в создании возможностей для производства расщепляющегося материала для ядерного оружия, при этом Иран может пойти по пути производства плутония (с помощью реактора на тяжелой воде) и высокообогащенного урана (с помощью газовой центрифуги).
Иран также сообщил МАГАТЭ о том, что близ города Натанца им ведется сооружение установки по обогащению урана на основе газовой центрифуги. Несмотря на чинившиеся Ираном препятствия, Генеральный директор МАГАТЭ Эль-Барадей посетил объект в Натанзе в конце февраля и обнаружил там "существенную" программу обогащения урана методом центрифугирования. Нас серьезно беспокоят попытки Ирана в обстановке секретности создать этот объект, и мы считаем, что у Ирана нет других оснований для обогащения урана кроме планов создания ядерного оружия, особенно с учетом обещания России об обеспечении реактора в Бушере топливом на протяжении всего эксплуатационного периода. МАГАТЭ ведет строгую проверку работ Ирана в ядерной сфере, и мы с нетерпением ждем доклада д-ра Эль-Барадея на июньском заседании директоров по итогам этой проверки".
Отвечая на вопрос о том, оказывается ли - преднамеренная или непреднамеренная - помощь в осуществлении ядерной программы Ирана другими государствами, кроме России, Госдепартамент выступил 9 мая с нижеследующим заявлением:
"Соединенные Штаты дали ясно понять своим друзьям, союзникам и партнерам, что существует серьезная озабоченность по поводу далеко идущих амбиций Ирана на пути создания ядерного оружия, и призвали к максимально жесткому соблюдению национальных и международных мер контроля над экспортом в Иран ядерных технологий и материалов.
Соединенные Штаты часто вступают с Россией в переговоры высокого уровня по поводу нашей серьезной озабоченности в связи с проводимой Ираном программой в ядерной сфере. Представители США не раз ставили перед российскими официальными лицами вопрос о необходимости пересмотра Россией нынешнего сотрудничества с Ираном и отказа от дополнительного сотрудничества. Россия согласна с тем, что у нас есть обоюдная заинтересованность в соблюдении Ираном обязательств в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия и обязательств перед Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) об отказе от разработки ядерного оружия. В то же время Россия продолжает сотрудничать с Ираном в ядерной сфере, поэтому мы намерены продолжать обсуждение этих вопросов с Москвой на уровне высокопоставленных должностных лиц.
Наряду с этим мы провели переговоры с Китаем относительно его прошлого сотрудничества с Ираном и призвали Китай прекратить содействие ядерной программе Ирана со стороны китайских организаций. В ходе наших переговоров с Китаем в преддверии встречи на высшем уровне между руководителями США и Китая в 1997 году Китай взял на себя ряд важных обязательств в области нераспространения, в том числе об отказе от дополнительного сотрудничества с Ираном в ядерной сфере и завершении в относительно сжатые сроки двух ранее заключенных контрактов на оказание помощи в области открытых технологий. Кроме того, Китай согласился прекратить сотрудничество с Ираном, касающееся объекта по переработке урана.
Мы также считаем, что Иран пытается поддержать свою ядерную программу за счет тайных закупок материалов и технологий. Все члены группы ядерных поставщиков, за исключением России, дали принципиальное согласие об отказе от сотрудничества с Ираном в ядерной сфере. Большинство стран в составе этой группы ввело у себя жесткие меры экспортного контроля, в том числе сплошного контроля экспорта, и готовы к практическому применению таких мер в целях недопущения экспорта в Иран материалов и технологий, связанных с ядерной сферой. К сожалению, страны, проводящие секретные ядерные программы, как правило, используют нелегальные каналы для приобретения таких материалов и технологий в обход системы экспортного контроля, в том числе путем создания подставных компаний, фальсификации информации о конечном использовании или конечных пользователях и использования третьих стран в качестве посредников. А это означает, что Иран может обратить свое внимание на любое государство, обладающее ядерными или двойными технологиями, поэтому важно, чтобы все государства, обладающие такими технологиями, были начеку относительно подобных попыток".
(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: