В Афганистане по-прежнему главная сила - опийный мак Пока представители новой власти выясняют между собой отношения с помощью оружия, от рук талибов гибнут американцы и французы
Иванов Николай Страна.Ru, 13 мая 2003
Нынешняя весна в Афганистане выдалась для военнослужащих из состава контингента миротворческих сил довольно жаркой в прямом и переносном смысле. Практически нет такой недели, чтобы не приходили сообщения о диверсиях и террористических актах, совершенных в отношении иностранных военнослужащих. Например, во вторник, 13 мая, в северной части Кабула неизвестные обстреляли военнослужащих миротворческих сил ООН, двое из которых получили ранения. Они госпитализированы. Другие детали, в том числе национальная принадлежность раненых, пока не известны.
13 апреля в провинции Хост в результате подрыва на мине автомашины погибли несколько французских солдат. В этот же день трое американских морских пехотинцев были убиты и двое ранены в районе Барикот в провинции Кунар. Через два дня, 15 апреля, в провинции Гильменд список погибших пополнил еще один американский военнослужащий. 25 апреля в провинции Пактика убиты два американца. Но самые большие потери, пожалуй, за все время антитеррористической операции, американский воинский контингент понес 27 апреля, когда на востоке Афганистана при подрыве грузовика на противотанковой мине погибли сразу 10 военнослужащих США. При взрыве тяжело пострадали еще 24 человека.
10 мая отряд талибов из засады напал на конвой сил антитеррористической коалиции у городка Сарвай Гондай, что находится в 10 км к северо-западу от одноименной столицы провинции Хост. Командир конвоя вынужден был вызывать на подмогу 6 боевых вертолетов армии США. Среди солдат конвоя есть убитые и раненые.
Все чаще объектами террористических актов становятся не только военнослужащие, но и представители различных гуманитарных организаций. Обыденным явлением стали листовки, которые распространяются в ряде крупных городов Афганистана с призывами ни в какой форме не сотрудничать с правительством и с их покровителями из-за границы, в первую очередь из США. Время от времени заявляет о себе Гульбеддин Хекматиар, вокруг которого сплачиваются не только талибы, но и все остальные, недовольные тем, что сейчас происходит в Афганистане.
Эти и другие сообщения последнего времени приходят одновременно с взятием отрядами талибов под свой контроль ряда населенных пунктов в провинции Забуль, демонстрациями протеста против американского присутствия в самом Кабуле, которые прошли там впервые со времени начала антитеррористической операции в Афганистане.
Активизация партизанской деятельности талибов и боевиков «Аль-Каиды», этнические раздоры, борьба региональных лидеров за контроль над территориями, маршрутами наркотрафика не позволяют пока нынешней кабульской администрации распространить свое влияние за пределы афганской столицы. На словах региональные лидеры вроде бы согласны с политикой, которую пытается проводить Хамид Карзай, однако на деле все обстоит иначе.
В Герате царствует Исмаил-хан, который позволяет себе делать заявления, говорящие о том, что, оказывается, не Карзай, а чуть ли не он сам руководит Афганистаном. На севере Рашид Дустум то замиряется с Мухаммедом Аттой, то вновь начинает выяснять с ним отношения с помощью оружия. При этом оба занимают высокие посты в нынешней афганской властной иерархии - Дустум заместитель министра обороны Афганистана, Атта - командир 7 армейского корпуса.
Стабилизации обстановки в Афганистане не способствует и борьба различных государств за влияние на эту страну. По-прежнему активно проявляет себя пакистанская разведка, представители которой продолжают поддерживать связи как с талибами, так и с Гульбеддином Хекматиаром. Официальный Исламабад, несмотря на то, что может поссориться с Вашингтоном, пытается не допустить объединения пуштун, среди которых по-прежнему раздаются голоса о создании Великого Пуштунистана. Сотрудники пакистанской Межведомственной разведки (ISI) умело играют на недовольстве многих пуштун американским присутствием в Афганистане. Необходимо отметить, что ISI во многом изменило формы и методы работы в Афганистане. Они стали более изощренными. Нередко действуют с использованием индийского фактора, причем, нанося удары не в самом Афганистане, а с территории штата Джамму и Кашмир.
Сохраняет свои интересы и Саудовская Аравия. Официальный Эр-Риад всегда активно поддерживал не только режим талибов, но и крайне радикальный Исламский союз, который сейчас стоит в скрытой оппозиции администрации Карзая. По некоторым данным, лидер Исламского союза Сайяф по-прежнему получает саудовские деньги, а на юго-востоке Афганистана активно действуют ваххабитские миссионеры из Саудовской Аравии.
На севере страны пытаются утвердиться Узбекистан и Турция, активно оказывая помощь Рашиду Дустуму. По утверждениям американцев, в Герате действует представительство Корпуса стражей исламской революции. Хамид Карзай, судя по всему, вынужден лавировать между США и Ираном. Тегеран свою дружбу с ним подкрепляет технической и гуманитарной помощью и обещает предоставить Кабулу 560 млн. долларов на восстановление экономики.
Еще одна проблема, которая вяжет администрацию Карзая по рукам и ногам, - производство наркотиков.
В прошлом году попытки руководства Афганистана провести, в том числе, силовые акции по ликвидации посевов опийного мака едва не закончились трагически для министра обороны Фахима. Наркобароны просто так такую прибыльную нишу никому не собираются отдавать.
По себестоимости производство опийного мака в Афганистане чрезвычайно выгодно. Дешевый труд афганских крестьян, солнце и вода делают свое дело. Считается, что инвестиции в производство героина с момента посева опийного мака до получения готового продукта приносят прибыль наркобаронам, даже при всех издержках, до 2 тысяч процентов.
В этом году в Афганистане, по сравнению с прошлым годом, отмечается увеличение на 30 % площадей опийного мака в провинциях Тахор, Бадахшан и Кундуз. В целом по посевам опийного мака лидируют провинции Гильменд, Бадахшан, Бамиан, Гор и, прежде всего, Наргархар. На долю последней провинции приходится более 25 % всего урожая опиумного мака. В некоторых провинциях маковые плантации занимают более 80 % всех плодородных земель. Для сравнения - выращивание опийного мака на одном гектаре почти в 30 раз прибыльнее, чем пшеницы, и в 40 раз - хлопка. Как следствие, свыше 70 % опиума и около 100 % героина, нелегально поставляемых в страны Европы, имеют афганское происхождение.
По данным, содержащимся в докладе миссии ООН в Афганистане, урожай этого года побьет все предыдущие рекорды. По прогнозам специалистов, он составит более 4 тыс. тонн опия-сырца. Некоторые специалисты считают, что урожай будет еще большим - свыше 6 тыс. тонн. В героиновом эквиваленте это приблизительно 600 тонн готовой продукции.
О том, как вырвать афганских крестьян из наркотической ямы, в которую они попали в экономическом и социальном смысле, речь пойдет на предстоящей 22 мая в Париже международной конференции по вопросам отслеживания маршрутов наркотрафика из Афганистана. Согласие на участие в ней дали уже 56 стран Европы и Центральной Азии. Российскую делегацию возглавит министр иностранных дел Игорь Иванов. В преддверии конференции он направил послания руководству ООН и Европейского союза с предложением выработать комплексный подход к борьбе с производством наркотиков в Афганистане.