CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ В ТУРКМЕНО-УЗБЕКСКИХ ОТНОШЕНИЯХ НЕ ПРИВОДИТ К УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ

20 мая 2003

EURASIANET СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ В ТУРКМЕНО-УЗБЕКСКИХ ОТНОШЕНИЯХ НЕ ПРИВОДИТ К УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ Камол Холмурадов

Руководитель Туркменистана Сапармурат Ниязов недавно заявил, что его страна поддерживает «хорошие отношения» с соседним Узбекистаном. Это заявление прозвучало спустя полгода после того, как узбекскому послу в Ашгабате было вменено пособничество в организации покушения на туркменского президента. Тем не менее положение этнических туркмен в Узбекистане продолжает ухудшаться. «Узбекизация» школ резко снизила шансы туркмен, живущих в Узбекистане, на получение высшего образования.

Туркмено-узбекские отношения, не отличавшиеся сердечностью на всем протяжении постсоветской эпохи, достигли самой низкой точки в конце 2002 г., после неудачного покушения на жизнь Ниязова. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Ниязов обвинил посла Узбекистана в Ашгабате Абдурашида Кадырова в том, что тот оказывал содействие организатору заговора Борису Шихмурадову. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight]. В последующие месяцы туркменские власти проводили насильственное переселение этнические узбеков, населявших районы вдоль весьма протяженной границы Туркмении с Узбекистаном.

На церемонии открытия комплекса по производству сжиженного газа Ниязов дал понять, что более не испытывает враждебных чувств к Узбекистану. «У нас хорошие отношения с нашими соседями: Узбекистаном, Афганистаном и Ираном», - сказал Ниязов 13 мая в интервью туркменскому телевидению,

Несмотря на потепление отношений на официальном уровне, этнические меньшинства в обеих странах, особенно в сфере образования, продолжают сталкиваться с проблемами. Трудности имели место задолго до последнего обострения туркмено-узбекских отношений. Наблюдающимся сегодня негативным тенденциям в этой области способствуют недостаток средств и политика, проводимая правительствами обеих стран.

Узбеки в Туркменистане страдают от общего упадка системы образования в этой стране, вызванного стремлением Ниязова перекрыть все каналы внешнего влияния на страну. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].

Между тем этнические туркмены в Узбекистане, численность которых по оценкам достигает 800 тысяч человек, сталкиваются с аналогичными проблемами. В качестве иллюстрации рассмотрим условия жизни в селении Чандир в Кашкадарьинской области. Составляя большинство жителей Чандира, туркмены, тем не менее, давно испытывают трудности с получением образования на туркменском языке.

В первые годы после распада Советского Союза школы с преподаванием на туркменском языке в Узбекистане испытывали трудности с материальным обеспечением, особенно острым был дефицит учебников, ранее печатавшихся в Туркменистане. Со временем проблем прибавилось, поскольку в конце 1990-х гг. Туркменистан прекратил поставки в Узбекистан учебно-образовательной литературы. В конечном итоге узбекское правительство приняло постановление о переводе на узбекский язык преподавания в туркменоязычных школах. Сегодня занятия на туркменском языке занимают один час в неделю. В то же время низкое качество образования в школах, посещаемых этническими туркменами, обрекает последних на недостаточное знание узбекского языка.

Представитель государственного издательства «Укитувчи», специализирующегося на выпуске учебной литературы, говорит, что в 2002 г. издательство выпустило 23 учебника на иностранных языках, однако добавляет, что большую их часть составляют книги на таджикском и казахском языках. Сотрудник издательства пояснил, что издательство не имеет возможности выпускать большее количество названий на иностранных языках из-за высокой себестоимости и низкой доходности этой продукции. Кроме того, отметил он, «что следует и чего не следует публиковать», определяет министерство образования.

Недостаток средств и правительственная политика приводят к тому, что этнические туркмены плохо знают родной язык, говорят жители Чандира. «Наши дети забывают свой язык и свои обычаи», - сетует отец туркменского семейства.

Распад СССР и последовавший за ним экономический хаос сделали неизбежным кризис в сфере образования. Свою лепту внесло и обострение туркмено-узбекских отношений. Например, в этих странах переставали признаваться дипломы об образовании, полученные соответственно в Узбекистане и Туркменистане, что практически лишает этнических туркмен в Узбекистане возможности получить высшее образование в Туркменистане и, наоборот, не позволяет этническим узбекам в Туркменистане учиться в вузах Узбекистана. В результате у этнических туркмен в Узбекистане мало шансов получить высшее образование, поскольку многие из них недостаточно владеют узбекским и/или русским, чтобы быть принятыми в узбекские университеты.

Те немногие туркмены, которым удалось поступить в узбекские вузы, говорят, что самым трудным для них было преодоление языкового барьера. «Поступить в Каршинский университет было очень трудно», - говорит студент второго курса Шерзод Туймурадов. «Я окончил школу с преподаванием на туркменском языке, поэтому мне пришлось в течение года брать уроки у частного преподавателя узбекского языка».

Немногие активисты выступают в защиту туркменского языка и туркменской культуры. В Кашкадарьинской области несколько раз предпринимались попытки создать туркменский культурный центр, однако каждый раз это наталкивалось на сопротивление местных властей.

От редакции. Камол Холмурадов - независимый журналист, живет и работает в Узбекистане.

eurasianet.org

Предыдущая статьяФАЛЬШИВОМОНЕТЧИКИ НАНОСЯТ СЕРЬЕЗНЫЙ УЩЕРБ КЫРГЫЗСТАНУ
Следующая статьяИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В СРЕДНЕЙ АЗИИ