EURASIANET НА ПЕРЕГОВОРАХ ПРИКАСПИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРОГРЕСС - НЕУРЕГУЛИРОВАННЫМ ОСТАЕТСЯ ВОПРОС О ГРАНИЦАХ Сергей Благовt
Представители пяти прибрежных стран сообщают о продвижении на переговорах о юридическом статусе Каспийского моря, добавляя, что между сторонами сохраняются разногласия по главному вопросу - о делимитации границ.
Последний раунд переговоров по Каспийскому морю проходил 12-14 мая в Алматы, на нем присутствовали представители Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана и России. Первый замминистра иностранных дел Казахстана Кайрат Абусеитов заявил на пресс-конференции 14 мая, что стороны пришли к согласию в отношении 40 процентов условий конвенции, прежде всего касающихся окружающей среды и механизма выполнения соглашения. «Однако было бы наивно думать, что разногласий больше не существует», - привело слова Абусеитова агентство «Интерфакс».
Главным препятствием остается раздел водной поверхности и дна Каспия. Иран настаивает на равенстве долей - по 20 процентов каждой стране, в то время как Азербайджан, Казахстан и Россия выступают за принцип «срединной линии», предполагающий неравные доли. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Предложение, выдвигаемое совместно Азербайджаном, Казахстаном и Россией, оставляет Ирану лишь 13 процентов. Туркменистан занимает независимую и несколько непредсказуемую позицию.
По итогам переговоров официальные представители Азербайджана, Казахстана и России подписали соглашение о демаркации морского дна: Казахстан получил 29 процентов, а Россия и Азербайджан примерно по 19 процентов. Эти три государства выразили надежду, что трехсторонняя договоренность создаст прецедент для достижения окончательного соглашению по Каспию.
Разрешение территориальных вопросов считается жизненно важным условием дальнейшей разработки и экспорта богатейших природных ресурсов региона. Пока сохраняется тупиковая ситуация, российские официальные лица ведут переговоры о транспортном коридоре «Север-Юг» и ставят под сомнение оправданность строительства экспортного энергомаршрута «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД). [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].
Трубопровод БТД, строящийся в обход существующих российских экспортных маршрутов, пользуется значительной поддержкой со стороны Соединенных Штатов. Начало эксплуатации БТД намечено на 2005 г. Однако в последние месяцы строительство трубопровода тормозилось подготовкой военной операции США, направленной на свержение иракского диктатора Саддама Хусейна. Некоторые эксперты считают также, что осуществлению проекта могут помешать проблемы со здоровьем у азербайджанского президента Гейдара Алиева. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight].
В последние месяцы российские представители высказывают идею о включении в соглашение по Каспию пункта о недопустимости строительства новых трубопроводов, имея в виду слишком высокий риск, который они представляют для окружающей среды. В случае принятия такого пункта строительство БТД будет остановлено. Однако формального предложения пока не выдвинуто. В любом случае маловероятно, что Азербайджан поддержит такой пункт.
Более реалистичным проектом, с точки зрения Москвы, было бы создание транспортного коридора «Север-Юг». Этот проект, как он видится сегодня, не зависит от соглашения по Каспию. Энергетический коридор «Север-Юг» мог бы связать Россию с Ираном и Индией через Каспийское море и снизить значение трубопровода БТД. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight].
Заместитель министра транспорта Чингиз Измайлов разрекламировал коридор «Север-Юг», заявив 5 мая журналистам, что несколько российских судоходных компаний и иранская государственная грузовая флотилия могли бы образовать консорциум с целью создания торгового пути «Север-Юг». Измайлов заявил, что такой консорциум мог бы вложить «сотни миллионов долларов» в строительство железной дороги, автотрассы и речных маршрутов на отрезке между Каспийским морем и Санкт-Петербургом.
По словам Измайлова, в 2003 г. уже существующая инфраструктура позволит перевезти по коридору «Север-Юг» примерно 8 миллионов тонн груза. В результате совершенствования инфраструктуры пропускная мощность коридора вырастет до 15-20 миллионов тонн. Этот маршрут позволит как ввозить грузы в Россию, так и вывозить их из страны, а также станет альтернативным транзитным путем между Азией и Европой. Грузы из Юго-Восточной Азии могли бы переправляться по морю с берегов Индийского океана в Персидский залив, затем сушей через Иран, а затем по Каспию - в Россию. В настоящее время многие российские участки предлагаемого транзитного, особенно в районе Каспийского моря и Волги, подлежат завершению или находятся в запущенном состоянии, что требует широкомасштабных инвестиций.
От редакции. Сергей Благов - специалист по СНГ, живет и работает в Москве.