Ниязов не испугался поездки в Россию Малколм Хазлетт Би-би-си
Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов прибыл в Санкт-Петербург на празднование 300-летия города, хотя некоторые российские политики обвиняют его в связях с террористами.
Правда, у туркменского лидера, который любит, чтобы его называли Туркменбаши (или глава всех туркмен), есть одна очень важная козырная карта: огромные запасы природного газа.
Именно богатые недра позволили Туркмении объявить себя "нейтральным" государством и пытаться проводить независимую политику по отношению ко всем государствам, которые хотят получить контроль над регионом.
Но в последнее время Сапармурату Ниязову делать это все сложнее. В мире не особенно довольны невиданным культом личности, которым он себя окружил, и жестким политическим контролем, установленным в стране.
Возможно, соседи хотели бы смотреть на нынешний туркменский режим как на странный анахронизм, но они, вероятно, изменили такой подход после того, как Сапармурат Ниязов потребовал от русского меньшинства принять туркменское гражданство или покинуть страну.
Парад обвинений
В числе прочих, на это резко отреагировал глава думского комитета по иностранным делам Дмитрий Рагозин. Он неоднократно выступал за права русскоязычного населения в странах бывшего СССР.
На прошлой неделе Рагозин заявил, что туркменские власти виноваты не только в нарушении прав человека, но и в поддержке свергнутого режима талибов в Афганистане - террористического по определению.
Зазвучали и другие обвинения. Например, в том, что недавняя отставка главы военно-воздушных сил Седара Чариярова якобы имеет отношение к приписываемым связям Туркменистана с террористами.
Немецкая радиостанция "Дойче велле" утверждает, что Чариярова могли уволить не за участие в прошлогоднем покушении на Сапармурата Ниязова, как было официально объявлено, а из-за опасений, что он располагает данными о продаже Туркменистаном оружия режиму талибов.
Как сообщается, во время визита в Санкт-Петербург Сапармурат Ниязов хочет провести переговоры с президентами России и Украины о расширении поставок газа в эти страны и о строительстве нового газопровода.
Но обвинения против него способны, как минимум, осложнить эти дискуссии.