CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

centran.ru

Узбекистан и США - странные партнеры

14 июля 2003

Узбекистан и США - странные партнеры

/14 июля 2003 года/

Джонатан Фейзер /Power and Interest News Report/

Уинстон Черчилль однажды заметил: «На войне не всегда получается, чтобы все шло именно так, как кому-то хочется. В работе с союзниками иногда случается, что они излагают свои собственные взгляды». Сейчас, в ходе современной «войны с терроризмом» суть этой сентенции продолжает находить отражение на всех гранях американской дипломатии и политики безопасности.

После 11 сентября 2001 года несколько центрально-азиатских режимов продемонстрировали как свое желание поддержать Вашингтон, так и собственно поддержку оперативным целям, преследуемым Соединенными штатами. Между тем, простое наличие американцев в Центральной Азии продолжает привлекать внимание и вызывать обеспокоенность в области безопасности, как со стороны России, так и Китая, хотя и в меньшей степени. В силе остается бывшее господство России, выраженное термином «ближнее зарубежье», который рассматривается как геополитический, так и психологический фактор. Узбекистан следует одновременно рассматривать как стратегический центр для американских войск и чрезвычайно желанный союзник для России. И, тем не менее, этой обманчиво идеальной картинке присущ определенный изъян. Президент Узбекистана Ислам Каримов руководит, по сути, правительством одного человека, отмеченным целым спектром нарушений в области прав человека и пограничных нарушений, что продолжает оставаться болезненным моментом для отношений между его режимом и США.

Одним из основных источников непрекращающегося разложения государства продолжает оставаться экономика. Сама природа теневой экономики Узбекистана выступает как антитеза любым механизмам построения государства. В свою очередь, представляющий собой основу средний класс и управленческий аппарат приватизационного процесса, призванные способствовать демократизации, остаются патологически безжизненными. И, тем не менее, учитывая нынешнюю «вселенскую войну с терроризмом», Каримов обладает полномочиями, гарантирующими получение международной помощи от США. Данная реалия основывается на целом спектре геополитических интересов, которые вращаются вокруг регионального военного присутствия США и борьбы Каримова с исламскими экстремистами. На внутриполитической арене между государством и запрещенными фундаменталистскими группировками продолжается жестокие столкновения.

Антигосударственные аспекты этого смертоносного тенниса ведут как на местном, так и региональном уровне к дальнейшей потере легитимности режима. Короче говоря, эскалация насилия не только продолжает наносить урон государству Узбекистан и его соседям, но и привлекает к себе и создает благоприятные условия для зарождения угроз базирующимся в регионе американским войскам и политике, которую они представляют. Для Узбекистана, однако, анализ его геополитических интересов и выверка принципов национальной безопасности в настоящее время являются наиболее важными вопросами, нежели ситуация с нарушениями прав человека. Американские войска продолжают пользоваться авиабазой «Ханабад» в Узбекистане, которая предоставляет стратегические коридоры для поддержки проводящихся операций в Афганистане и на Ближнем Востоке.

Однако угроза региональной безопасности, с которой сегодня сталкиваются американские войска в Узбекистане, может в скором времени затмить по своей серьезности имеющуюся напряженность между режимом Каримова и религиозными фундаменталистами. На местном уровне, безопасность для американских ресурсов и персонала продолжает вызывать беспокойство со стороны американских стратегов - например, компенсационные меры для обеспечения таких нужд и одновременный балансирующий подход в отношениях с населением и местным аппаратом, необходимый для поддержания и защиты принципа размещения американских войск за рубежом. Такое равновесие зависит в большой степени от безопасности самой миссии, которая остается ключевым вопросом противостояния местных жителей и размещенных войск. Кроме того, неустанные усилия администрации президента Джорджа Буша в области государственного строительства в Ираке потребуют региональной поддержки, которую предоставляют американские базы, имеющиеся в Центральной Азии. Эта взаимосвязь является важной, независимо от того, насколько второстепенной она может показаться критикам.

Долгосрочные последствия взаимоотношений между США и режимом Каримова способны, однако, привести к финалу, который может изнутри подорвать (американскую) миссию в Узбекистане. Речь идет о преемственности руководства. Основный принцип сотрудничества с Узбекистаном неотъемлемо связан с политической волей и существованием Ислама Каримова. Естественно, именно в его стратегических интересах, чтобы США продолжали не только иметь свое военное присутствие в Узбекистане, но и субсидировать и предоставлять прямую финансовую поддержку, подкрепляющую гуманитарные программы Американского агентства по международному развитию (USAID) и вливания Американского агентства по торговле и развитию (USTDA). По мере продолжения войны с терроризмом США и Узбекистан будут оставаться верными союзниками с явными признаками совершенствования инвестиционных механизмов. Однако, несмотря на все эти звенья, которые делают эти взаимоотношения необходимыми, философские противоречия, проистекающие из трактуемых Каримовым норм права, будут иметь значительные последствия для национальных интересов США. Таким образом, несмотря на «усилия Узбекистана в области реформ», Каримов остается государственной фигурой, которая, создав податливый и не имеющий своего мнения парламент, авторитарно правит страной. Учитывая эти реалии, подкрепленные ущербной экономикой и отсутствием бесспорного преемника, можно сказать, что будущий Узбекистан представляется не только опасным и рискованным местом, но и миром, в котором региональная политика США и один конкретный человек могут разделить одну и ту же фатальную судьбу.

centran.ru

Предыдущая статьяТуркменистан и Украина готовятся к подписанию соглашения о поставках туркменского природного газа
Следующая статьяТрафик людских ресурсов: тенденции Узбекистана