Злоключения "Голубого потока": Турция еще долго будет страдать от переизбытка газа
© Феррух Демирмен, (специально для RusEnergy)
Министр энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гюлер объявил о возобновлении поставок российского природного газа по трубопроводу "Голубой поток", как это и предусмотрено двусторонним контрактом. Однако конфликт между поставщиком "Газпромом" и турецкими потребителями далек от завершения. По просьбе RusEnergy положение дел согласился прокомментировать работающий в Техасе консультант по нефтегазовым проблемам д-р Феррух Демирмен. Вот его мнение:
Противоречивый газ
Споров, вспыхнувших вокруг амбициозного проекта "Голубой поток" в прошлом году, похоже, оказалось недостаточно, и сейчас труба, предназначенная для поставок природного газа в Турцию через Черное море, вновь оказалась в центре дискуссий. На сей раз спорщики - не те, кто выступал за или против проекта. Это - контролируемая российским правительством газовая монополия "Газпром" и государственная турецкая трубопроводная компания "Боташ" (BOTAS). Проект основан на подписанном в декабре 1997 года соглашении "Боташ" с газпромовским торговым подразделением "Газэкспорт". А диспут превратился в публичное состязание выступающего от имени "Боташ" турецкого Минэнерго и "Газпрома" - кто кого перекричит.
Противоречия возникли после того, как "Газпром" начал 20 февраля прокачку газа по "Голубому потоку". Протестуя против выставленного "Газпромом" счета, Турция прекратила прием газа 12 марта. Серьезные уступки в цене за газ, которые предложил "Газпром", турецкую сторону не удовлетворили. Когда переговоры зашли в тупик, обе стороны стали грозить передачей дела в международный арбитраж, и 27 июня "Газпром" объявил, что подал иск против "Боташ" в Стокгольмский международный арбитражный суд. Турецкая сторона выполнила процедурные условия по иску, назвав своего арбитра.
Все это время, пока близился к концу пробный 6-месячный период поставок, заложенное в контракт положение take-or-pay (берешь, не берешь - плати) отсчитывало секунды. "Газпром" признал, что это положение вступило в силу с 1 июля, то есть через 6 месяцев после того, как он уведомил "Боташ" о готовности начать поставки. Турецкая сторона считает, что положение можно задействовать с 20 августа, 6 месяцев после начала прокачки.