Почем нынче террор. Тегеран готов выдать руководителей «Аль-Каиды». В Вашингтоне задумались
Иран предложил передать США троих арестованных высших руководителей «Аль-Каиды» и, возможно, выдаст еще троих видных террористов, которые, как считает Вашингтон, находятся у него в руках.
В первую очередь речь идет о выдаче сына Усамы бен Ладена Саада, а также двух видных сподвижников руководителя «Аль-Каиды» Сулеймана Абу Гайса и Абу Масаба аль-Зарваки. Однако цена, которую Тегеран хочет получить от Вашингтона за подобную услугу, представляется слишком большой для некоторых «ястребов» из команды Джорджа Буша-младшего. Руководители Ирана требуют, чтобы в качестве ответного жеста доброй воли Соединенные Штаты блокировали деятельность базирующейся в Ираке иранской повстанческой группировки «Моджахедин-е-хальк» (МЕК, «Народные моджахеды»). Данная организация в свое время объединила наиболее активных противников режима аятоллы Хомейни, готовых с оружием в руках сражаться против власти шиитского духовенства в Иране. Неудивительно, что спасаясь от суровых репрессий, члены МЕК в начале 80-х годов нашли убежище в Ираке, где Саддам Хусейн надеялся использовать их в качестве бомбы идеологического уничтожения в борьбе против своего соседа - Ирана. Во время ирано-иракской войны группировка МЕК обрела черты настоящей армии, получив от саддамовского режима военные базы, танки, артиллерию и другое тяжелое вооружение, которое она использовала для налетов на Иран. По окончании ирано-иракской войны военные формирования МЕК продолжали верой и правдой служить своему благодетелю Саддаму, участвуя в подавлении антиправительственных выступлений.
США не сразу определились в своем отношении к МЕК в ходе военного вторжения в Ирак. Сначала они бомбили базы этой организации, но затем заключили перемирие, по условиям которого МЕК было разрешено оставить у себя большую часть вооружения и продолжить свою подрывную деятельность против Ирана, даже несмотря на то, что МЕК числится в перечне террористических организаций Государственного департамента США! Более того, вопреки требованиям Ирана о полном роспуске МЕК американцы разрешили иранским эмигрантам продолжать ведение радиопередач на Иран. И этим дело не ограничилось. Американские оккупационные власти в Ираке сейчас возрождают к жизни одно из подразделений иракской разведки «Мухабарат» Саддама Хусейна, которое при нем работало против Ирана в тесном сотрудничестве с МЕК. Все это объясняется стремлением США сменить правящий режим Ирана. Сторонники «жесткой линии» в лице вице-президента США Дика Чейни и шефа Пентагона Дональда Рамсфелда выступают против всяких сделок с официальным Тегераном, считая его не только оплотом антиамериканизма, стремящимся к обладанию ядерным оружием, но и прогнившей диктатурой, которая, дескать, легко падет в ходе народного восстания, поддержанного Соединенными Штатами тайно или даже путем военной интервенции. Вашингтонских «ястребов» в данном плане полностью поддерживает правительство партии «Ликуд» в Израиле, призывавшее Америку напасть на Иран еще прежде, чем началось вторжение в Ирак.
Однако имеется и другой аспект данной ситуации, связанный с реальным потенциалом иранских «народных моджахедов». Хотя МЕК имеет собственные разведывательные источники в Иране (именно они в этом году предупредили Вашингтон о возможности существования в Иране второго тайного ядерного объекта) и щедро делится информацией со своими новыми американскими покровителями, организация в целом не пользуется поддержкой среди иранского населения. «Трудно себе представить, каким образом они могут быть полезным политическим средством для США в Иране, - заметил недавно представитель администрации президента США, - МЕК - как раз тот общий враг, против которого, скорее всего, объединятся как иранские реформисты, так и консерваторы». Между тем сделка с официальным Тегераном дала бы США возможность достичь настоящего прорыва в борьбе против неуловимой «Аль-Каиды». Информация, которой обладают арестованные в Иране сподвижники бен Ладена, представляется американским специалистам по борьбе с международным терроризмом просто неоценимой. Вашингтон даже попросил у Тегерана разрешения на отправку в Иран группы дознавателей из американских спецслужб для допросов арестованных, но получил жесткий отказ. Иранское руководство прекрасно сознает, какой козырь имеется у них в руках, и не намерено смягчать свои условия. Если Вашингтон согласится распустить МЕК и прекратить ведение подрывной деятельности против Ирана, это будет означать фактический отказ США от намерения свергнуть правящий иранский режим, то есть настоящую политическую победу Тегерана. Но и Вашингтон в этой ситуации мог бы, что называется, сохранить лицо. Сделка с Ираном о выдаче террористов подтвердила бы, что Соединенные Штаты в самом деле считают своим главным приоритетом ликвидацию международной террористической сети, а не борьбу против неугодных режимов. Кроме того, роспуск МЕК продемонстрировал бы, что Вашингтон не одобряет двойных стандартов в подходе к разным террористическим группировкам в зависимости от их полезности. Ближайшее будущее покажет, что восторжествует - здравый смысл или неуемные амбиции вашингтонских стратегов.
Сергей БЕКИРОВ, "Российские вести"