«Казахгейт» без конца и без края
Временное затишье на фронте борьбы американской юстиции с международной коррупцией прервано. Не успели начаться публичные слушания по делу Дж. Гиффена и сотен миллионов долларов из кассы «Мобила», перекочевавших на счета высших руководителей Казахстана, как еще одна нефтяная компания оказалась перед угрозой уголовного преследования. Корпорация «Шеврон-Тексако» уведомила правительство Казахстана и всех своих партнеров по бизнесу в этой стране о том, что федеральное Большое жюри Южного округа Манхеттена направило компании повестку в суд. С вещами. Вернее, с документами.
В итальянских энергетических кругах появление этого документа встретили с плохо скрытым злорадством. Как известно, в местном концерне АДЖИП-Эни с зимы этого года идет расследование незаконных выплат президенту Н. Назарбаеву и экс-премьеру Балгимбаеву, произведенных через международного посредника Б. Паколли. И вот теперь оказывается, что в даче взяток подозревается еще одна американская компания. Таким образом вина итальянских нефтяников нивелируется.
Согласно этому обязательному для исполнения документу, «ШевронТексако» обязан предоставить Большому жюри документы, счета, служебные заметки, письма, банковские переводы и пр. - все, что касается работ на Карачаганакском газоконденсатном месторождении в Казахстане. Основание - подозрение в коррупции.
Гай Холлингсуорт, управляющий директор Евразийского подразделения «Шеврон Тексако Оверсиз Петролеум», направил одновременно письмо председателю правления итальянского Аджип Эс-пи-Эй и заместитель Генерального директора ЭНИ, директорам Карачаганакского проекта корпорации «Бритиш газ», вице-президенту
«ЛУКойл - Карачаганак», директору «Казмунайгаза» и замминистра энергетики и минеральных ресурсов РК.
Гай Холлингсуорт с грустью сообщает своим товарищам по несчастью, что «...имеется требование о предоставлении документов,полученных «ШевронТексако Корперейшн», которые связаны с долей участия, первоначально приобретенной Тексако в РК. Указанное требование, известное как повестка о вызове в суд, предъявлено федеральным большим жюри в г. Нью-Йорке».
Далее американский менеджер разъясняет своим коллегам, что Большие жюри действуют в качестве органов федеральных судов США. Министерство юстиции США обращается к ним для расследования случаев предполагаемых неправомерных действий. Повестки о вызове в суд Большего жюри имеет силу закона, при этом федеральные суды налагают штрафы на компании, которые отказываются их соблюдать. Кроме уплаты штрафа, лица, отказывающиеся выполнять требования повесток о вызове в суд, рискуют быть подвергнутыми аресту.
В связи с этим, сообщается в письме от имени американского гиганта, - «ШевронТексако» обязан представить документы, которые содержат информацию, связаннуе с деятельностью в РК.
И далее выясняется, что «большая часть данной информации обозначена как «конфиденцальная» в соответствии с «Окончательным соглашением о разделе продукции» от 18 ноября 1997 года и Договором о совместной деятельности от 17 сентября 1998 года». То есть правительство Казахстана сделку засекретило. Так же, как и все другие нефтяные контракты.
Но тайное и тут становится явным. «ШевронТексако» уведомляет казахских руководителей, что «соглашения, однако, допускают раскрытие информации в случае «необходимости выполнения требований какого-либо арбитражного суда, суда или государственного органа, имеющего законное право требовать такое раскрытие, при условии предварительного уведомления Республики о таком раскрытии для того, чтобы обеспечить Республике возможность оградить себя».
Как Республика Казахстан будет ограждать себя от позора нового публичного судебного процесса, покажет ближайшее будущее. Пока ШевронТексако намерен выполнить требования повестки. «Мы надеемся начать предоставление требуемых документов через 10 дней после даты настоящего письма», - сообщает Г. Ч. Холлингсуорт.
eurasia.org