Организации «однодневки»
/18 сентября 2003 года/
Сегодня в Ялте начался саммит глав государств Содружества Независимых Государств, и как успели отметить ведущие российские средства массовой информации, на этой встрече именно насущным проблемам Содружества будет уделено наименьшее количество времени. В основном президенты займутся решением вопросов, касающихся исключительно их стран. Так, например, грузинский президент Шеварнадзе будет настаивать на выплате Москвой долгов за использование военных баз.
Примерно с такими же проблемами подойдет к Путину и президент Таджикистана Эмомали Рахмомнов. В скором времени, по планам российских военных, 201 дивизия должна быть трансформирована в 4-ю военную базу, что также связано с немалыми расходами. Лукашенко и Путин обсудят вопросы введения единой валюты в рамках союза Белоруссии и России.
Однако из всего многообразия насущных проблем, требующих скорейшего решения, наблюдатели отмечают создание новой региональной организации, в рамках того же СНГ, которая получила название Единого Экономического Пространства. В нее войдут Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Как следует из названия- это исключительно экономическая организация, деятельность которой будет в чем-то напоминать Всемирно Торговую Организацию и Европейский Союз. Примечательно, что формирование ЕЭП будет осуществляться с учетом норм и правил ВТО.
Насколько серьезны планы президентов и правительств стран-участниц ЕЭП говорит и то, что аналитики уже предрекают «смерть» такой региональной организации как ГУУАМ. Более того, в СМИ просачивались сведения, что Единое Экономическое Пространство специально создавалось с целью «похоронить» союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии. Но говорить о «безвременной кончине» ГУУАМ пока все же не приходится, даже после того, как планировавшийся саммит этой организации не состоялся.
Как всегда бывает при формировании новой, будь то экономической или политической организации, страны, будущие ее члены, хотят, как можно больше выторговать себе плюсов от такого объединения. Ситуация с ЕЭП не исключение. Практически сразу после объявления российской стороной инициативы по ее созданию, официальный Киев в лице правительства поставил под сомнение целесообразность такого объединения, мотивируя это тем, что Украина хочет вступить в ВТО и ЕС. Участие еще и в Едином Экономическом Пространстве может негативно сказаться на ее проевпропейской направленности. Однако здесь следует заметить, что участие Киева в организации ГУУАМ почему-то не представляло никакой сложности для будущего вступления в европейские и мировые структуры.
Позиции президентов Белоруссии и Казахстана вполне очевидны. Последний рассматривает возможности транспортировки своих природных ресурсов в Европу через территории Белоруссии и России, платя меньшие тарифы и получая больше льгот, нежели при другом варианте. Более того, согласно проектам строительства ЕЭП страны получат свободное передвижение товаров, рабочей силы и капитала, что очень важно для развития экономик все четырех государств.
Несмотря на такие высокие цели, пока вопросов больше чем ответов. Как признались в правительстве России, чтобы механизмы новой региональной организации эффективно заработали, необходимо от пяти до семи лет, и это в лучшем случае. Соответственно для того, чтобы простые жители всех четырех стран ощутили на себе все прелести от такой интеграции потребуется не менее 10 лет. Лидерам четырех стран необходимо будет подготовить и подписать более полусотни нормативных документов, регламентирующих деятельность Единого Экономического Пространства. Если учесть обстоятельство, что Союз России и Белоруссии уже который год «топчется» на месте, то нетрудно представить, сколько времени четыре государства будут согласовывать различные организационные вопросы, «выбивая» для себя наиболее благоприятные условия.
В этой связи стоит упомянуть и еще один немаловажный фактор. Экономики всех стран еще только поднимаются «с колен», а на организацию необходимы деньги, и деньги немалые. Конечно, их можно было бы взять на Западе, но, по правде говоря, там не будут в восторге от решения, которое, безусловно, усиливает позиции Российской Федерации на постсоветском пространстве, и значит и в вопросе финансирования также будут возникать существенные проблемы. Получается, что хоть какой-то результат следует ожидать лет эдак через 15. Не исключено, что через такой большой отрезок времени президентам других республик захочется создать новую региональную организацию.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать следующий вывод. После распада Советского Союза Россия столкнулась с тем, что начала терять свое влияние на всем постсоветском пространстве. Усилить свои позиции в то время можно было только одним путем - давать деньги на развитие демократии и суверенитета теперь уже независимых государств. Именно этим и занимались Соединенные Штаты и их европейские союзники, что на сегодняшний день принесло ощутимые результаты. Осознав всю опасность, Москва, не имея достаточной финансовой силы (она сама получает зарубежные кредиты от тех же Штатов), стремится закрепить свое влияние путем создания вот таких вот организаций, как СНГ, Союз Белоруссии и России, ЕврАзЭС, Шанхайская организация сотрудничества, а теперь и Единого Экономического Пространства.
Что ж, как вариант такая политика себя оправдывает, особенно при невозможности использовать какие-либо альтернативы. Только вопрос заключается в следующем, что рано или поздно другие государства откажутся от такого, пусть даже и формального сотрудничества, а будут концентрировать свои усилия на тесном взаимодействии с реально действующими международными организациями. В первую очередь это касается стран прикаспийского региона, богатых нефтью и природным газом. Поэтому может быть и правы министры украинского правительства, говорившие о том, что организация Единого Экономического Пространства просто будет отнимать у них силы и время, а реального результата не даст.
Евгений Шульц, ЦентрАН