Сколько достается диктаторам?
ВАШИНГТОН, - Администрация Буша и крупнейшие нефтяные компании составили вместе с группой активистов необычный альянс в поддержку международной кампании за большую открытость финансовых операций на мировых нефтяных рынках.
Однако, по поступающей от участников переговоров информации, Администрация и руководители нефтяных компаний выразили поддержку этой кампании только после того, как закулисно договорились о перенаправлении давления с частных корпораций на правительства нефтедобывающих стран.
Кампанию за открытость, как она называется, начали в прошлом году гражданские группы, озабоченные потерей средств в результате извлечения незаконных доходов и растраты миллиардов долларов прибылей от нефтяного бизнеса в слаборазвитых странах, особенно в Африке. Представители этих групп считали, что публикация величины доходов правительств от продажи нефти и размеров выплат со стороны частных корпораций позволит населению отслеживать путь денег и сделает правительства более подотчетными обществу, что в конечном счете поможет предотвратить коррупцию.
Обычно страны, живущие продажей нефти, как, например, страны Ближнего Востока, не делают операции нефтяного бизнеса достоянием гласности и не требуют, чтобы частные компании поступали подобным образом.
На карту в этой кампании поставлено направление развития бедных стран, богатых нефтью. Сторонники большей открытости считают, что открытые и стабильные рынки помогут этим странам привлечь западных инвесторов с необходимым капиталом и технологиями.
Невероятным образом эта кампания объединила неправительственные организации с премьер-министром Великобритании Тони Блэром, Администрацией Буша и крупнейшими нефтяными компаниями.
Однако за несколько месяцев переговоров представители Администрации и американских нефтяных компаний выдвинули ряд возражений, благодаря которым удалось переложить бремя необходимости демонстрировать большую открытость в нефтяном бизнесе с частных компаний на правительства. Это подтверждается рядом интервью с участниками, а также видно из британских внутренних документов.
Размышляя о подобном повороте, участники кампании сообщили, что в течение нескольких последних недель они вели переговоры с правительствами нескольких африканских стран в надежде договориться о запуске небольших пилотных проектов с целью отработки путей увеличения информационных потоков.
В ответ на возражения со стороны американских официальных лиц и нефтяных компаний (особенно Exxon Mobil) правительство Великобритании также отказалось от своего первоначального плана, который требовал от участников подписать общее соглашение или договор, основным требованием которого являются детальные отчеты.
Г-н Блэр поднял этот вопрос, поддержав его в своем выступлении на конференции по развитию в Южной Африке в сентябре 2002 г. В июне этого года восьмерка ведущих развитых стран на своем саммите в Эвиане, Франция, приняла план по увеличению информационной открытости и борьбе с коррупцией.
Увеличение потока информации об операциях с нефтью позволит "создать благоприятный климат для привлечения иностранных инвестиций" в развивающихся странах и увеличит вероятность того, что "доходы будут использованы для преодоления бедности", - сказал г-н Блэр на состоявшейся в июне конференции в Лондоне. На этой конференции десятки компаний и стран, в том числе США, выразили кампании свою поддержку. Среди представителей участвовавших в конференции 25 стран не было никого из ведущих нефтедобывающих стран региона Персидского залива.
"Прозрачность становится одним из важнейших вопросов, по которым мы оказываем давление на различные регионы", - сказал Алан Ларсон. Являясь помощником Государственного секретаря по вопросам бизнеса, он отвечает за политику США в рамках этой кампании.
Однако Администрация Буша, проведя работу с нефтяными компаниями, быстро предприняла шаги в сторону пересмотра предложений правительства г-на Блэра. Представитель Администрации, который предпочел не называть своего имени, сказал, что опасения Вашингтона по поводу предложений Великобритании были связаны с "акцентом на предоставление компаниями информации". Представитель сказал, что Администрация не согласилась с постулатом, что если компании станут более открытыми, то это заставит правительства сделать более открытыми бюджеты своих стран.
В ответ на аргументы американских нефтяных компаний предложение было сведено к более мелким пилотным проектам, сконцентрированным на шагах, которые должны предпринять в первую очередь правительства. Требования к частным компаниям по предоставлению информации также были ослаблены.
Неправительственные организации, представляющие один полюс этого альянса, возглавляет Джордж Сорос - финансист, который лично побуждал к участию в этом проекте нефтяные компании и правительства, подобные Казахстану, а также расположенная в Лондоне правозащитная организация Global Witness. В своем прошлогоднем отчете эта организация писала, что ежегодно из бюджета Анголы бесследно исчезают нефтяные доходы в размере одного миллиарда долларов.
Их кампания, называющаяся "Публикуй, сколько платишь" (Publish What You Pay), преследует цель добиться предоставления нефтяными компаниями информации о выплатах, которые они делают зарубежным правительствам.
На другом полюсе этого альянса находится Exxon Mobil, крупнейшая нефтяная компания. В своем заявлении на лондонской конференции этот американский гигант - в отличие от некоторых других нефтяных компаний и правительства США - даже не признала активистов с их кампанией.
"У Exxon Mobil очень сильный голос в этой индустрии, - отметил один из руководителей конкурирующей нефтяной компании, - и они менее некоторых других компаний расположены работать" с неправительственными организациями.
Официальный представитель компании "Exxon Mobil заявил, что кампания "Публикуй, сколько платишь" поставит работающие на рынке компании в невыгодное положение, поскольку государственные нефтяные компании, контролирующие 65 процентов всего мирового производства нефти, будут освобождены от необходимости предоставлять информацию о своих нефтяных выплатах.
В своей речи в Лондоне Эндрю П. Суигер, председатель Exxon Mobil International, заявил, что компания стоит за "прозрачность, которая распространяется на все компании, пытающиеся делать бизнес в стране". Однако он выступил против любого обязательного предоставления информации. Этого же взгляда в основном придерживаются и другие нефтяные компании.
Саймон Тейлор, директор Global Witness, считает, что предоставление информации на частичной или добровольной основе не будет работать в странах, которые больше всего в этом нуждаются, таких как Экваториальная Гвинея, Казахстан или Ангола.
Г-н Тейлор считает, что критический момент наступил в прошлом феврале на совещании, организованном в Британии Департаментом международного развития. Как видно из документов департамента и со слов его участников, предложение предполагало "добровольный договор", подписываемый правительствами и компаниями.
Представитель британского департамента, принимавшего лондонскую конференцию, признал, что возражения со стороны США явились определяющим моментом для принятия решения отказаться от давления на страны с целью заставить их подписывать договор. "Нам представлялось более важным привлечь к проекту как можно больше народу, чем силой добиваться своего", - отметил он.
По словам участников, один из беспокоивших американцев моментов состоял в том, что подписанный договор создавал массу неопределенностей и становился источником потенциальных юридических проблем для американских компаний. И опять, по словам участников, сильнее всех возражала компания Exxon Mobil.
В своих письменных ответах на вопросы представитель Exxon Mobil отметил, что компания обратилась к правительству Соединенных Штатов со своими опасениями в отношении Положения от 1789 г. о правонарушениях, совершаемых иностранными гражданами, более известного как Закон об исках в отношении правонарушений, совершаемых иностранными гражданами. Это положение не применялось до последнего времени, когда к нему прибегли иностранные подданные, добивавшиеся в американских судах возмещения ущерба от репрессивных режимов, а также корпораций, работавших в этих странах.
По словам представителей британского департамента, отказ департамента от требования о подписании договора частично был вызван озабоченностью некоторых нефтяных компаний законом от 1789 г. Однако представители департамента отметили, что проанализировав ситуацию, они находят, что принципы предлагаемой кампании не могут "толковаться как международное право".
Джефф Герт Нью-Йорк Таймс 23 Sep 2003