БЕЛОВЕЖСКУЮ ПУЩУ СМЕНИЛА ЯЛТА, или Попытка строительства Советского Союза: дубль второй
Ф.ФАТУЛЛА
Часть разбежавшихся по "национальным квартирам" государств бывшего Советского Союза словно магнитом начинает притягивать друг к другу. В декабре 1991 года в Беловежской пуще руководители четырех государств: России - Ельцин, Беларуси - Шушкевич, Украины - Кравчук и Казахстана - Назарбаев, договорившись об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ), похоронили СССР.
По истечении 12 лет в Ялте новые президенты этих же четырех государств вновь "соображают" на четверых (правда, без президента Казахстана Нурсултана Назарбаева): российский - Владимир Путин, украинский - Леонид Кучма, белорусский - Александр Лукашенко. И подписывают соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). И как в случае с СНГ, объединение объявлено открытым для вступления в него других стран. Как передает агентство РИА "Новости", президент России Владимир Путин в понедельник в ходе традиционного совещания с членами правительства, комментируя подписанное в Ялте 19 сентября соглашение о формировании ЕЭП, заявил, что: "Это незамкнутое объединение.
Наоборот, это попытка создать новый уровень сотрудничества. Если удастся все, что написано на бумаге, вывести в плоскость практической реализации, думаю, что другие партнеры по СНГ проявят внимание, и тогда появится шанс для развития этих интеграционных тенденций на новом, качественном уровне". Говоря о ЕЭП, президент России отметил, что это - "сложный, но эффективный механизм принятия решений и согласования их в самых чувствительных сферах". В частности, речь идет, по словам В.Путина, о согласовании тарифной политики, регулировании в области энергетики, транспорта. "Сделать это эффективно можно только создав регулирующий орган", - подчеркнул глава российского государства. В.Путин обратился к правительству с просьбой продолжать эту работу. Он заметил, что группа высокого уровня должна быть сохранена и работать не менее интенсивно, чем до сих пор.
Разумеется, возникает вполне резонный вопрос, а зачем понадобилось создавать ЕЭП, если это, такое же как и СНГ, - "открытое объединение", где "предусматривается разноскоростная интеграция". Единственной отличительной чертой ЕЭП от СНГ является создание регулирующего органа. Президент России уже назвал все измышления по поводу того, что "регулирующий орган" приведет к объединению, аналогичному СССР, "открытой чушью".
Однако постараемся ответить на вопрос - насколько реально создание "Союза нерушимых", и в какой степени экономика независимых государств может интегрироваться по этому аналогу?
В первую очередь, прав В.Путин, когда говорит, что "дубля" Советского Союза не будет. Дело в том, что Россия сама вряд ли захочет "горбиться" за все бывшие постсоветские государства. Вследствие этого и не было подписано соглашение о зоне свободной торговли. Возобладай в России политические интересы над экономическими, и данное соглашение было бы ратифицировано. Но тогда в течение года ущерб России от действия этой ЗСТ составил бы почти полмиллиарда долларов...
То, что Россия уже не собирается дофинансировать своих союзников, стало ясно во время встреч России с Беларусью. Братские отношения так и не привели к созданию единого государства с единой валютой - российским рублем. В итоге, Беларуси было предложено закупать природный газ не по внутренним российским ценам, а по "эсенговским", которые, как известно, на порядок выше. Во-вторых, никто не станет строить единый народнохозяйственный комплекс ЕЭП. Когда речь шла о свободном движении товаров и людских ресурсах, никто не заикнулся даже о необходимости создания организации, хотя бы косвенно напоминающей Госплан СССР.
В России окрепли крупные транснациональные компании, которым необходимо восстановить свои производственные цепочки. И здесь, как правило, речь не заходит о том, что какой-то завод остался на территории Украины или Казахстана. Дело в том, что для выпуска металла необходимо соблюсти производственную цепочку - от добычи до выпуска высококачественной стали. И естественно, что вопрос идет о целесообразном с экономической точки зрения размещении производственных сил в той или иной отрасли.
Но, порой, национальные границы являются препятствием для выпуска конкурентоспособной продукции с производимой аналогичной продукцией в странах Европейского союза. Отсюда и требование крупнейших российских транснациональных компаний о необходимости в ЕЭП единой таможенной пошлины, транспортных тарифов, единой энергетической системы, которая является основным требованием для производства продукции металлургии, машиностроения и т.д.
И, наконец, в третьих - возвращение под свое экономическое влияние рынков в бывших постсоветских странах. Возможно, что регулирующий орган ЕЭП не станет "домокловым мечом" для непослушных государств, решивших войти в состав данной организации. Однако сомнительным видится тот факт, что при утверждении программы развития какой-либо отрасли или, скажем, строительства нового трубопровода, не будут учитываться, в первую очередь, интересы той страны, у которой наибольший потенциал, то есть - России. В последние годы Россия достаточно активизировалась на всем пространстве СНГ. Основным направлением внедрения на рынки своих партнеров стран Содружества был выбран энергетический комплекс. Именно в этом направлении удачно работает в некоторых странах СНГ "РАО ЕЭС России" и компания "ЛУКойл".
Кстати, "ЛУКойл Оверсиз Холдинг Лтд." - оператор зарубежных проектов ОАО "ЛУКойл" по разведке и добыче углеводородов - провел 19 сентября в Ташкенте презентацию инвестиционного проекта по комплексному освоению месторождений Хаузак, Шады и Кандымской группы для членов Специальной государственной комиссии по разработке условий пользования участками недр и рассмотрению проектов соглашений о разделе продукции (Пресс-служба компании "ЛУКойл Оверсиз Холдинг Лтд."). То есть, эта компания в последние несколько месяцев активизировала свою деятельность в Азербайджане, Казахстане и, как видно, Узбекистане.
Россия, практически, пытается замкнуть на своей территории все энергетические проекты. И это понятно. Сегодня России от своих союзников по СНГ взаимовыгодного сотрудничества в других отраслях вряд ли ждать приходится. Отсюда вытекает вполне логичный вывод, что России создавать новую "совдепию" резона никакого нет.
Возникает еще один вопрос: а как Азербайджану вписаться в новую структуру под названием ЕЭП? По большому счету этого-то делать и не стоит. Во всяком случае, никто не давал "отбоя" в экономическом сотрудничестве с ней в рамках Содружества. Поэтому, думается, не стоит подыгрывать России в ее стремлении "снять сливки" от форсированной интеграции.
Главную ценность азербайджанской экономики - нефть - можно без всяких потрясений транспортировать на мировые рынки в обход России. При этом не стоит слишком уж бояться, что мы можем опоздать с интеграционными процессами и проиграть в конечном счете. Даже в Европе некоторые страны, богатые углеводородными ресурсами, не очень-то стремятся вступать в известное Европейское сообщество. Так нам ли спешить в этом вопросе, тем более, что в созданном по "стахановским срокам" ЕЭП более чем достаточно декларированных принципов при полном отсутствии механизма их реализации.
"Зеркало"