Власть как семейная традиция Алиевых
Стивен Малви, Би-би-си
Азербайджан станет первой страной на постсоветском пространстве, в которой власть перейдет от отца к сыну.
80-летний Гейдар Алиев, проведший последние три месяца в зарубежных больницах, снял свою кандидатуру две недели назад - однако, подстраховался, сделав сына Ильхама кандидатом.
"Ильхам Алиев способен завершить всю ту работу и планы, которые я начал и не смог закончить, - говорилось в послании Гейдара Алиева с больничной койки из Америки 2 октября. - Я призываю вас, мои соотечественники, голосовать за моего политического преемника".
А что же народ? Результаты опросов общественного мнения противоречивы, и, учитывая подтасованные выборы прошлого, нынешнее голосование вряд ли даст ответ на этот вопрос.
Мало кто сомневается в победе Ильхама Алиева, и многие считают его кандидатом, больше всего устраивающим массу избирателей, которых страшит возможность нестабильности в стране.
Именно стабильность стала главным достижением 10 лет власти Алиева-отца. Стабильность вкупе с огромными иностранными инвестициями в нефтяной сектор, которые повлекли за собой резкий рост экономики.
"В стране, где ежегодный рост ВВП в последние 6-7 лет составляет 10%, правящая партия обычно побеждает на выборах", - сказал Ильхам Алиев, встречаясь с избирателями накануне голосования.
Между сегодняшним Азербайджаном и страной в 1993 году, когда столь неожиданно вернулся к власти бывший член Политбюро Алиев, существует огромная разница.
Тогда страна только что проиграла войну за Нагорный Карабах, да и сама стояла на грани гражданской войны.
Социальная несправедливость
Однако хлынувшие в страну деньги не изменили жизни основной массы населения, не говоря уже о сотнях тысяч беженцев из Карабаха и оккупированных территорий.
Укоренившееся чувство социальной несправедливости подпитывает надежды оппозиционных деятелей, таких как лидер партии "Мусават" Иса Гамбар, глава Партии национальной независимости Этибар Мамедов, который, кстати, участвовал и в выборах 1998 года.
Тогда Гейдар Алиев был объявлен победителем в первом раунде с 76% голосов.
Большинство наблюдателей подозревали, что на самом деле за него проголосовало менее 50% и должен был состояться второй раунд голосования, хотя в то же время соглашались, что во втором туре Алиев все равно победил бы.
Власть улицы
Самый большой вопрос на этот раз заключается не в том, победит ли Алиев-младший, а в том, победит ли он в первом туре.
Оппозиция грозится вывести своих сторонников на улицы, если результаты будут подтасованы.
"Если режим попытается фальсифицировать результаты голосования, против воли народа, народ поднимется," - сказал Иса Гамбар на одной из последних встреч с избирателями.
Раньше уличные протесты в Азербайджане заканчивались свержением лидеров, но сейчас влияние оппозиции далеко не такое сильное.
И к тому же полиция и армия занимают однозначную позицию лояльности к властям.
Так что алиевский клан, по-видимому, останется у власти, если только внутри самого клана не произойдет раскол. А это вряд ли возможно, пока Гейдар Алиев жив и достаточно здоров для того, чтобы дергать ниточки власти из-за президентского кресла.
Стивен Малви был корреспондентом Би-би-си на Кавказе, а также являлся наблюдателем ОБСЕ на парламентских выборах в Азербайджане в ноябре 2000 года.