Иногда лучше торговать
Гульшен Аширова, Ашхабад, Деловая Неделя
Грузия, задолжавшая Туркмении 292 миллиона долларов за поставки природного газа в 1992-1995 годах, значительную часть своего долга отдает поставками товаров и услуг, в том числе сахара и вина. Только за 9 месяцев текущего года сумма поставок сладкого товара достигла 30 млн. долл., в прошлом же году - порядка 40 млн. долларов. Ашхабадские магазины буквально завалены знаменитыми грузинскими винами.
«Необходимо как можно быстрее расплатиться с долгами перед Туркменией, чтобы войти в нормальное русло отношений», - заявил туркменским СМИ представитель посольства Грузии Автандил Цилосани. Дипломат заверил, что Грузия намерена до конца 2003 года в счет погашения своего старого долга вернуть еще 56 млн. долларов США, а к 2005 году уже полностью погасить имеющуюся задолженность.
Тема внешнего долга для Грузии первостепенна... Если вспомнить, Туркмения для Грузии, испытывающей в тот период огромные экономические трудности, по сути, явилась солидным инвестором, поставляя газ в страну без надежды на оплату в обозримом будущем. В течение трех лет туркменский газ безвозмездно поставлялся грузинскому братскому народу. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе впоследствии признается: «Это были годы экономического кризиса, когда у Грузии не было другого выхода, кроме приобретения газа у Туркмении для обеспечения им населения, предприятий и электростанций».
Официальные грузинские представители неоднократно выражали свою признательность Ашхабаду. Грузинский полпред Генри Патарая как-то сказал: «В критические для страны 1992-1995 годы, когда руководство Грузии прилагало титанические усилия, чтобы выбраться из состояния разрухи и хаоса, в которые вверг страну прежний режим, когда от того, будет или нет поступать в Грузию туркменский газ, зависело не только благосостояние, но и жизнь сотен тысяч грузинских семей, Туркменистан первым протянул нам руку помощи. Эдуард Шеварднадзе дважды прилетал в Ашхабад и честно признавался Сапармураду Ниязову, что Грузия не располагает на данный момент ни валютой, ни продукцией, которыми бы она смогла расплатиться за газ, и президент Туркменистана пошел на уступки, войдя в положение нашего народа. Все мы, граждане Грузии, признательны сегодня вашему национальному лидеру за то милосердие и благородство, которые он проявил в трудную для нас минуту. Такое не забывается...»
Тем не менее в конце девяностых между двумя странами возникло некоторое охлаждение в связи с тем, что официальный Тбилиси взял сторону Азербайджана в споре Баку с Ашхабадом по поводу квот в несостоявшемся Транскаспийском газопроводе.
В конце концов Туркмения согласилась на реструктуризацию грузинского долга, оцениваемого в 600 миллионов долларов. Эдуард Шеварднадзе, посетив Ашхабад в последний раз, в знак благодарности подарил президенту Туркмении Сапармураду Ниязову медвежонка, который неожиданно для себя попал из кавказской горной прохлады в Ашхабадский зоопарк, где летом царствуют зной, пыль и жара. Два года назад Министерство финансов Грузии определило кураторную организацию ООО «T.G.TRADE», которая изыскала возможность оплачивать долг товарами и услугами, одновременно поддерживая темпы экономического развития своей страны за счет размещения заказов из Туркмении. Началась активизация сотрудничества.
Только в текущем году Батумский судостроительный завод поставил 6 военных катеров на сумму 6 млн. долларов США. Руставский металлургический завод поставил трубы на сумму 40 млн. долл. Тбилисский вагоноремонтный завод выполнил заказ управления «Туркмендемиреллары» («Туркменские железные дороги») на капитально-восстановительный ремонт 35 пассажирских вагонов. АО «Тбилавиастрой» уже отправило в Туркмению 46 отремонтированных боевых самолетов Су-25 на сумму 46 млн. долларов. Правительство Туркмении недавно оформило заказ тбилисским авиастроителям на производство двух новых двухместных самолетов, сконструированных на АО «Тбилавиастрой», на сумму около 20 млн. долларов.