CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ПОСЛЕДНИЙ ГОД ПАТРИАРХА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ПОЛИТИКИ

29 декабря 2003

ПОСЛЕДНИЙ ГОД ПАТРИАРХА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ПОЛИТИКИ Самым знаковым событием 2003 года стала кончина Гейдара Алиева

А.РАШИДОГЛУ Zerkalo

Еще один год политических катаклизмов остался позади. Он был годом событий исключительной важности в истории Азербайджана.

И практически все наблюдатели сходятся во мнении, что в жизни страны в завершающемся году наиболее знаковым событием стала кончина патриарха азербайджанской политики, выдающегося государственного деятеля и политика Гейдара Алиева, знаменующая собой конец целой эпохи в жизни Азербайджана. Вторым по значению событием года явились президентские выборы, которые привели к серьезному политическому кризису и приходу к власти наследника Г.Алиева. События эти как бы оттеснили даже такое важное государственное мероприятие, как начало строительства азербайджанского участка нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и выделение средств для финансирования этого нефтепровода.

2003 год стал знаменательным также и тем, что сокрушительное политическое поражение оппозиционных партий на президентских выборах поставило их перед реальной угрозой политической смерти.

Оппозиция получила то, что заслужила. Никто не может отрицать тот факт, что она лично несет ответственность за то, что нынешние власти правят страной уже более 10 лет.

Уходящий год внес серьезные коррективы в деятельность всех ведущих партий страны. И если у одних рейтинг (а вместе с ним и влияние) стремительно поднялся как в ртутном столбике термометра, то других "завалила в штопор" тенденция к расточительству собственного политического капитала. Что же касается новаций, скажем так, - творческого мышления, то, по всей видимости, они обнаружатся (во всяком случае, мы все надеемся на это) в следующем году, на запланированных митингах оппозиции и демаршах правящей партии.

"ЕНИ АЗЕРБАЙДЖАН"

Одержавшая победу на выборах правящая партия страны продолжила теперь уже "одиночное плавание" без оппонентов справа и слева. Она отказалась даже от услуг своих "соратников" из проправительственного лагеря. И сегодня идеологи ПЕА откровенно заявляют о предстоящей победе партии власти на парламентских выборах 2005 года. Тем не менее, "Ени Азербайджан" продолжает оставаться накрепко сязанным с харизматическим именем покойного Гейдара Алиева - экс-президентом и бывшим первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана, бывшим членом политбюро ЦК КПСС и бесспорным лидером советской партийной номенклатуры республики на протяжении последних тридцати шести лет. Кстати, в составе руководства этой партии немало людей, которые сделали успешные номенклатурные карьеры в советское время.

Сегодня ПЕА управляется фактически не таким ярким политиком, как Г.Алиев, а людьми, не обладающими особыми профессионализмом и способностями работать с партийными кадрами. И если учесть тот факт, что первый зампред ПЕА вообще стоит в стороне, то ситуация еще более проясняется.

Однако, что бы не говорили как в стране, так и за ее пределами, ПЕА - это уже далеко не та партия, которой руководил Г.Алиев, ибо его смерть стала причиной политической катастрофы для "ени азербайджанцев", неминуемо ведущей к разрушению построенного Г.Алиевым в течение десяти лет партийного "храма".

Впрочем, скорее всего Алиев-младший уже представляет себе, как укротить амбиции своих "верных соратников", ставших обузой президенту. И такие факторы, как усталость населения от господства "ени азербайджанцев", не решаемая проблема беженцев, карабахская проблема, социальные вопросы, неудовлетворенность результатами приватизации вынуждают И.Алиева отказаться от услуг таких людей.

Но какую политическую линию противопоставит их сценарию и будет отстаивать ее новый лидер "Ени Азербайджана?" И способен ли сын делать то, что удавалось его отцу - политику высшего пилотажа, по общему признанию, весьма неординарному и сильному? Последние события с саботажем, подорожанием хлеба и открытым противостоянием между "первым полицейским столицы" и "первым полицейским страны" вынуждают нового президента немедленно приступить к реформам и кадровым перестановкам.

ДПА

Экс-спикеру не удалось войти в коалицию с властями и вернуться на Родину. Невозвращение Р.Гулиева в Азербайджан было большой ошибкой: экс-спикер не использовал ситуацию выборов, когда в стране находилось более тысячи международных наблюдателей и взоры демократических государств были устремлены на Баку.

Ведь вряд ли в этой ситуации власти решились бы на арест бывшего руководителя отечественного парламента. Лишенный возможности участвовать в борьбе за президентское кресло, экс-спикер предпочел с выбором кандидатуры, которой он окажет поддержку, повременить, что, в конечном счете, привело к краху надежд не только "Мусават" и "Милли истиглал", но и его самого. Заявив в самый последний момент о том, что он поддерживает Ису Гамбара, лидер ДПА фактически способствовал расколу антивластного лагеря, так как до его "исторического" решения башкан "Мусават" уже пообещал Этибару Мамедову, согласившемуся пойти на уступки, пост премьер-министра.

Подобная непоследовательность возмутила не только лидеров других оппозиционных партий, но и весь протестный электорат, в очередной раз убедившийся в том, что предводители стремящихся к власти политических организаций не способны объединиться. Отметим и то, что после такого радикального решения Р.Гулиева ему коалицией "Победа" было предложено возглавить парламент, так как премьер-министром по логике вещей должен был быть кандидат в президенты, который уже согласился на уступки. Однако Р.Гулиев не был готов даже на теоритические уступки. И теперь ему до поста премьера также далеко, как и до привычного для него кресла главы высшего законодательного органа страны.

"МУСАВАТ"

В этом году - до выборов, вне всякого сомнения, "Мусават" вырвалась в явные лидеры по многим параметрам. Этот вертикальный подъем не ускользнул от взгляда разрозненных партий, не переносящих на дух "Мусават". Однако партия не смогла защитить голоса электората. Башкан "Мусават" Иса Гамбар до сих пор не объяснил внятно - по какой же причине он не согласился на разрешенный митинг 16 октября перед к/т"Гэлэбэ". А после того, как его ближнее окружение оказалось "за решеткой", башкан решил призвать всех к мирным методам борьбы и сам ушел в подполье.

Поражение оппозиции на выборах вызвало пересуды и внутри партии "Мусават". Некоторые газеты, близкие к И.Гамбару, начали обвинять в неудаче тех, кто занимал в ходе избирательной кампании радикальную позицию - главного редактора "Ени Мусават" Рауфа Арифоглу и председателя партии "Умид" Игбала Агазаде.

По их утверждению, И.Гамбар был готов согласиться на предложение властей провести 16 октября митинг перед зданием бывшего кинотеатра "Гэлэбэ", однако "эти лица своими авантюристическими призывами не допустили этого". На то, что "черные дни" "Мусават" еще не закончились, указывает следующий факт: один из "серых кардиналов" этой политической организации Тамерлан Гараев интенсифицировал процесс формирования организации "Карабахский дом", фундамент которого должен составить электорат "Мусават" из соответствующего региона.

В предстоящем году И.Гамбару придется-таки ответить на вопрос - почему он не согласился на предложение Этибара Мамедова, который фактически отказался от своих чрезмерных амбиций. И.Гамбар почему-то решил, что формула "главное - участие, а не победа на выборах" будет актуальной на протяжении всего года... Неорганизованные массовые акции через день после выборов привели к тому, что и местные, и международные наблюдатели не стали серьезно анализировать нарушения закона во время голосования, но стали активно дискутировать о правомерности проведения подобных акций протеста. "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку" - историк и философ И.Гамбар должен был об этом помнить. Так уже было в 1990 году... и тогда были арестованы его сторонники, а он не сумел найти в себе мужество возглавить движение.

АМИП

Этот год для АМИП был крайне сложным. Выход из рядов "Милли истиглала" основоположников партии нанес ощутимый удар по лидеру АМИП Этибару Мамедову. АМИП после выборов был вычеркнут из рядов четырех ведущих политических партий страны. С самого начала было ясно, что Э.Мамедов сильно уступает своему извечному сопернику Исе Гамбару. А выход из рядов "Милли истиглала" некоторых его основоположников сказался на авторитете Э.Мамедова.

Между тем, сам Э.Мамедов поддерживал тесные отношения с международными структурами, в частности, с МДС. Однако этого было недостаточно для того, чтобы стать единым кандидатом от оппозиции. Прекрасно понимая, что ему будет нелегко соперничать с Гамбаром, он стал генерировать мифы о поддержке его кандидатуры "большой силы - выходцев из Армении". Но уже 28 сентября, когда митинг коалиции "Победа" собрал гораздо меньше народа, чем митинг "Наш Азербайджан" 7 сентября, стало ясно, что поддержка "выходцев из Армении" - это всего-навсего "утка", пущенная самими амиповцами. Самые видные представители этого региона поддержали И.Алиева, или И.Гамбара.

И тогда Э.Мамедов решил взять реванш 11 октября. На этот раз митинг удался. Но ровно через день И.Гамбар провел еще более грандиозный митинг, подвергнув большому сомнению смысл названия коалиции "Победа". Правда, не оправдала себя и эйфория победы, в которую впали сами "мусаватисты" после митинга.

Если б Э.Мамедов во время "Лондонского саммита" согласился признать, что И.Гамбар - более перспективный кандидат от оппозиции, все бы могло сложиться не так трагично для оппозиции. Правда, позже Э.Мамедов по настойчивому увещеванию А.Керимли отказался от амбиций ради всеобщей победы оппозиции, но было поздно. Не захотел стать единым кандидатом и сам Иса Гамбар - он не был готов взять на себя ответственность и защитить голоса протестного электората. Ему было нужно гарантированное второе место. И он этого добился. Но...

ПНФА

В этом году реформаторы укрепились в статусе ПНФА. Кризис внутри партии миновал, если, конечно, не брать в учет тот факт, что зампред партии Джамиль Гасанлы и Алимамед Нуриев решили участвовать в работе Милли меджлиса, что, безусловно, приведет к нежелательным разговорам внутри партии.

Но с самого начала председатель ПНФА Али Керимли призывал всех оппонентов власти объединиться вокруг идеи "единый кандидат, единая платформа и единая команда". При этом он указал на свою готовность отказаться от президентских амбиций и призывал всех ведущих политиков реально оценить ситуацию и быть готовыми к компромиссам.

Молодой лидер Народного фронта долгое время упрашивал политиков своего ранга не расширять формат сотрудничества и не привлекать в стан "четверки" партии-"карлики". Он также просил своих коллег по оппозиции, которых ЦИК не допустил к выборам, не прибегать к тактике бойкота. Правда, с самого начала большинству было ясно, что и "лондонский саммит" не даст оппозиции ожидаемых результатов, и в случае провала переговоров победить нынешние власти будет невозможно.

Но на что же тогда надеялся А.Керимли, призывая оппозицию определить единого кандидата? Ведь его инициатива была похожа на "сизифов труд". При этом, он продолжал указывать на свою готовность отказаться от президентских амбиций и призывал всех ведущих политиков реально оценить ситуацию и быть готовыми к компромиссам. Как явствует, он вовремя пожертвовал своими интересами, что и принесло ему ожидаемые дивиденды - он пришел к старту лучше других.

ЛПА

"Железная леди" азербайджанских либералов Лала Шовкет - единственная женщина среди кандидатов в президенты. Она оказалась неплохим игроком в этой игре, ибо добилась немалого успеха. Несмотря на все ее отрицания гендерной дискриминации в политике, вторая половина человечества ликует: Лала Шовкет обошла даже Э.Мамедова. Правда, этого явно недостаточно для того, чтобы возглавить оппозицию, даже в ее нынешнем коматозном состоянии. Но неожиданным для всех политических сил оказалось другое: в своих расчетах они не учли, что Лала Шовкет симпатична многим избирателям с 90-х годов за свой несомненный интеллект.

Азербайджанские либералы в этом году остались "за бортом" стержневых процессов, отказавшись от участия как в митингах оппозиции, так и в интеграционных процессах. ЛПА выступает против усугубления политического кризиса в стране, считая, что оппозиция, равно как и власть, не должна быть заинтересована в дестабилизации обстановки.

По мнению председателя Либеральной партии Л.Шовкет, пожелай оппозиция этого (то есть, если б в этом была необходимость), то ей достаточно было бы 24 часов, чтобы поднять народ против алиевского режима. Лидер ЛПА считает, что политическая и социальная температуры в обществе достигли тех критических пределов, когда для "взрыва" нужно совсем немного. В этой связи Л.Шовкет связывала свои надежды с честными президентскими выборами, ибо у руководства страны, по ее мнению, иного выхода нет.

Между тем, некоторые СМИ отмечают, что ЛПА вступает в контакты с представителями власти, ведя переговоры на предмет сотрудничества. Кстати, и руководители ПЕА считают, что имеется неплохая почва для привлечения либералов к сотрудничеству.

ПГЕ

Значительно поднял свой рейтинг лидер ПГЕ Сабир Гаджиев. Уже в начале этого года было ясно, что экс-президент Аяз Муталибов не примет участия в выборах. Его сторонники не были согласны с этим решением, и назвали шаг первого президента сильным ударом по их позициям.

Начиная с апреля месяца, райорганизации ПГЕ начали выдвигать кандидатуру С.Гаджиева в качестве кандидата в проезиденты. Однако, будучи прагматичным политиком, С.Гаджиев не согласился с такой постановкой вопроса и приступил к укреплению рядов партии.

Как показали последние события, новый лидер "Гражданского единства" был прав. В течение нескольких месяцев он сумел собрать вокруг себя часть протестного электората - недовольных властями, пострадавшими или обиженными нынешним правящим режимом.

После выборов С.Гаджиев сумел привлечь к себе в числе вновь поступивших и часть проправительственного электората, давая понять всем, что не является тем оппозиционным деятелем, которого постигла политическая смерть. Более того, партия С.Гаджиева может рассчитывать на роль новой оппозиционной силы.

ИСЛАМ

Западные СМИ указывают на необходимость усиления защиты страны от проникновения исламского фундаментализма и террористической инфраструктуры, которые стремятся импортировать в Азербайджан некоторые иранские и арабские организации. Эта страна (то есть, наша) может стать примером политического и экономического успеха для других мусульманских государств. Но для этого ей необходима помощь Запада в разработке ресурсов, урегулировании конфликтов и создании институций для достижения конечной цели - интеграции с западным миром.

Арест молодого, но достаточно влиятельного религиозного деятеля гаджи Ильгара в этом году вновь активизировал обсуждение в обществе темы перспектив исламских партий и движений в Азербайджане и, надо сказать, вызвал эффект обратного действия. Складывается впечатление, что кое-кто намерен параллельно с демократическими организациями создать в стране сильную исламскую организацию во главе с харизматическим лидером, который в необходимый момент опрокинет привычную расстановку сил и станет кем-то вроде "азербайджанского Хомейни".

СДПА

Уход из Социал-демократической партии харизматического функционера и основоположника Зардушта Ализаде сказался на имидже этого политобразования. И не столько потому, что это действие оставило много вопросов. Скорее потому, что партия осталась без явного лидера.

НОВЫЕ СИЛЫ ТАК И НЕ ПОЯВИЛИСЬ

Политические обозреватели считают, что только новые, современные лидеры смогут добиться определенного успеха на фоне тотального краха ведущих политических лидеров страны, независимо от лагеря, к которому они принадлежали. Результаты выборов также показали, что приверженность избирателя к конкретной политической партии намного слабее, чем считалось ранее. Электорат голосует или исходя из тактических соображений, или в знак протеста против негативной деятельности находящихся у власти чиновников. В этом году новые лидеры так и не появились на политическом небосклоне. Те же, которые претендовали на эту роль, явили собой ничто иное как только "королевскую рать"...

zerkalo.az

Предыдущая статьяПОСОЛЬСТВО ИРАНА В МОСКВЕ БЛАГОДАРИТ РОССИЯН ЗА ГОТОВНОСТЬ ПОМОЧЬ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ В ИРАНЕ
Следующая статьяВТОРЫМ ТЕРРОРИСТОМ-САМОУБИЙЦЕЙ, СОВЕРШИВШИМ ПОКУШЕНИЕ НА ПРЕЗИДЕНТА ПАКИСТАНА, БЫЛ АФГАНЕЦ ХАЗИР СУЛТАН - ГАЗЕТА