Даже без афоризмов визит российского лидера был насыщен интересными заявлениями. Нурсултан Назарбаев сказал, что в Казахстане имеет место управляемое развитие демократии.
Адиль ДЖАЛИЛОВ. из Астаны. panorama 2004 ?02 январь
Визит Владимира Путина в Казахстан, на первый взгляд, прошел без особых эффектов, громких заявлений, PR-афоризмов и т.п. (достаточно вспомнить и антизападные "задранные штаны" и ставшее почти хрестоматийным "мочить в сортире"). Во всяком случае, со стороны гостя, несмотря на то, что у него на носу выборы.
Г-н Путин был выдержан, корректен и достаточно традиционен - говорил комплименты в адрес Казахстана, о стратегическом партнерстве и др. Пожалуй, на этот раз в гораздо большей степени солировал глава Казахстана Нурсултан Назарбаев, обозначивший ряд весьма интересных позиций. Так, Президентом РК довольно явно был поддержан внутриполитический курс своего российского коллеги.
При этом реверанс в сторону гостя получился довольно примечательным. Так, глава РК заявил, что на ближайших президентских выборах в РФ альтернативы Владимиру Путину нет и что его лидерство в России развивается по восходящей. Человеческая "характеристика" также была тепло-комплиментарной:
- Годы нашей совместной работы позволяют мне сегодня сказать, что Президент России - человек открытый, что полностью избавляет от необходимости игры в отношениях. Он верен слову и дружбе. Я это хочу вам сказать как опытный политик, это редкие качества для современного политического деятеля.
Но если данные мнения были в принципе ожидаемыми, то развитие темы прозвучало довольно многозначительно. С одной стороны:
- Высокий рейтинг действующего главы России обусловлен тем, что именно при нем Россия стала управляемой, стабильной и предсказуемой страной. Значительно снизилась социальная напряженность, создана база для осуществления глубинных экономических преобразований.
Однако, одобрив политический курс коллеги, г-н НАЗАРБАЕВ тем не менее сделал это почти как "старший, более опытный товарищ". Глава РК демонстративно, в основном в адрес российских СМИ, признался: - Не побоюсь сказать, что в Казахстане имеет место управляемое развитие демократии.
Именно благодаря этому мы в многонациональной стране с обширной территорией, с малым населением, в короткое время смогли провести болезненные и необходимые реформы, и теперь народ ощущает плоды этого. Однако при этом было фактически опровергнуто устоявшееся мнение, что Россия опережает Казахстан в развитии:
- Нас иногда критикуют, что у нас была жесткая вертикаль влияния. Но Казахстан развивался сперва экономически, затем постепенно политически, учитывая возможности. Россия продвигалась своим путем, но сегодня мы можем сказать, что действительно по реформам, как в экономическом, так и в политическом плане, мы оказываемся примерно на одном уровне.
Судя по всему, для россиян это вряд ли было комплиментом, особенно если учесть их уровень претензий. Однако слова Президента РК были, в принципе, справедливы. Во всяком случае, создание в России властной вертикали - для Казахстана далеко не в новинку. Примечательно другое. Глава РК относится к этому как к естественному, необходимому для россиян процессу и отнюдь не как к политическому регрессу.
И он знает в этом толк, приводя позитивный пример своей страны. Таким образом, в Астане, в последнем перед выборами в РФ зарубежном вояже Владимира Путина, состоялось почти политическое "братание" - на идеологическом уровне - лидеров двух стран. В этом плане симптоматична фраза главы РК: "Нам есть чему поучиться друг у друга".
Также нельзя обойти вниманием упомянутое в начале "солирование" казахстанского Президента. Даже с учетом того, что он был хозяином, принимающим гостя, бросалась в глаза иногда даже, пожалуй, намеренная самостоятельность. В российской прессе с некоторой неприязнью говорили о независимости Нурсултана Назарбаева, продемонстрированной им во время визита Путина.
Особенно явно дрожь раздражения пробежала по российским рядам, когда глава РК напомнил о решении Казахстана участвовать в проекте нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (экономику этого проекта россияне "не понимают", зато политику - отлично). Начать предполагается с порядка 10 млн тонн нефти в год. И это решение Казахстана опять же российскими СМИ называется "переговорной неудачей", а само заявление устами главы РК в день прибытия в Астану Владимира Путина - чересчур вызывающим.
Хотя, надо признать, при этом упоминалось и китайское, и балтийское направления. К тому же, стоит отметить, что Нурсултан Назарбаев дипломатично сглаживал эффект от своего заявления заверениями, что транспортировка нефти через Россию остается приоритетной даже с учетом многовариантности на фоне увеличивающейся нефтедобычи.
- Естественно, российская территория занимает первое место в существующем многообразии транспортировки казахстанской нефти.
Так, по словам г-на Назарбаева, в прошлом году объем нефти, прокачанной через российскую территорию, достиг рекордных 32 млн тонн. При этом от главы РК прозвучало предложение рассмотреть возможность создания интеграции с Россией по типу СП "КазРосГаз" - но в области нефти - "чтобы мы совместно вели торговлю и не теряли цены на внутренней конкуренции".
В этом же ряду примеров "не прозападной" нефтяной ориентации Казахстана можно назвать подписание в рамках визита соглашения между "Лукойлом" и "КазМунайГазом" о совместной разработке блоков Тюб-Караган и Аташская в казахстанском секторе Каспия. Напомним, "Лукойл" получает 50% участия в СРП на этих участках.
Пожалуй, можно отметить как один из эффектных итогов визита Владимира Путина совместное решение довести объем товарооборота как минимум до $10 млрд, то есть увеличить вдвое (нынешний объем - $5,5 млрд). Однако и здесь не обошлось без изящного выпада казахстанской стороны. Когда Владимир ПУТИН назвал удвоение объема торговли вполне решаемой задачей, он не назвал механизмов, с помощью которых это станет возможным.
Нурсултан Назарбаев же, в свою очередь, не в первый раз поднял при этом тему двойных российских тарифов для казахстанских грузов. По мнению главы РК, снизив тарифы для казахстанских грузов до уровня внутренних, Россия сможет стимулировать товарные потоки через свою территорию и компенсировать убытки объемами транзита и совместной торговли.
При этом г-н Путин предпочел тактично промолчать, не обещая ничего, что можно расценить как принципиальность позиции и неготовность отказаться от своих геостратегических преимуществ. Судя по всему, у России все-таки свой взгляд на планируемое удвоение товарооборота. Скорее всего, г-н Путин имел в виду все-таки увеличение, пропорциональное росту ВВП в обеих странах.
Кстати, в теме увеличения ВВП в обеих странах также присутствовала своеобразная соревновательность. Так, глава РК отметил достигнутые Россией успехи: экономический рост в течение 4 лет и планы Владимира Путина по удвоению ВВП, что является "вполне реализуемой задачей". Однако Президент РК считает, что Казахстану по силам обогнать РФ по объему ВВП на душу населения.
При этом он пошутил, что ВВП - это валовый внутренний продукт, и, "наступая на пятки России, мы хотим стимулировать ее быстрее двигаться вперед, потому что рост экономики России абсолютно выгоден для Казахстана".
Наконец, самым эффектным "гвоздем программы" визита, видимо, задумывалось продление срока аренды Байконура до 2050 года (до этого срок аренды был до 2014 года). Однако как раз здесь даже такая красивая и круглая цифра вряд ли является чем-то большим, чем традиционно хорошие отношения и крепкие связи между странами.
Скорее всего, РК и РФ просто избавили друг друга от необходимости поднимать эту тему в ближайшие годы. Как справедливо отмечают в российской прессе, с таким же успехом можно было продлить срок аренды и до 2040-го или 2060-го года. Особой разницы нет. Конечно, попутно вставал вопрос об увеличении стоимости аренды, чего хотел Казахстан.
Однако эта цифра не изменилась, хотя россияне, как раз, наоборот, хотели ее снизить. Их традиционными аргументами остаются объективные и субъективные факторы. К первым относится утверждение, что Казахстану Байконур достался в наследство от Союза и его вклад в создание космодрома по сути минимален. Ну, разве что, признают россияне, российские ракеты падают да экология несколько страдает.
Субъективным же можно назвать периодически поднимаемую в России тему собственного космодрома в Плесецке, который было бы "дешевле перестроить, чем платить за Байконур". Напомним, в прошлом году, в частности, министр обороны России Сергей Иванов говорил, что Плесецк должен стать достойной заменой казахстанскому комплексу и "главной космической гаванью страны".
Хотя позже глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев говорил, что у России нет планов ухода с Байконура, поскольку "до 2015 года мы будем производить запуски по поддержанию МКС", а Плесецк не готов к запуску ракет-носителей тяжелого класса. То есть, по сути, альтернативы Байконуру для РФ нет, но там не хотят этому верить.
Однако россиян особенно возмущало предложение казахстанской стороны не только повысить аренду со $115 млн до $200 млн, но и получать комиссионные от российских коммерческих запусков. Члены российской делегации по этому поводу не без сарказма отмечали, что за одно и то же не платят дважды - когда берут в аренду автомобиль, как правило, не отдают процентов арендодателю от заработков на нем.
В итоге стороны договорились по классической рыночно-дружеской схеме - "ни мне, ни тебе". Аренда продлевается до 2050 года, но стоимость не повышается. По словам г-на Назарбаева, продлением на такой срок данный вопрос разрешен и для следующего поколения. Вице-премьер РФ Виктор ХРИСТЕНКО по этому поводу заверял потом прессу:
- Поверьте, это не плод политического компромисса, такой срок позволяет включать в орбиту сотрудничества новые проекты.
Прежде всего имеется в виду совместный российско-казахстанский проект по строительству ракетно-космического комплекса "Байтерек" на базе российского комплекса "Ангара" - на паритетной основе (соответствующее соглашение было подписано в рамках визита). Предполагаемая стоимость комплекса для РК - более $200 млн - "без носителей и технологий".
Скорее всего, казахстанская сторона будет строить базу, а российская - привлекать ракеты-носители, технологии запуска и управления. Кроме этого, в рамках визита был подписан контракт на создание и запуск казахстанского телекоммуникационного спутника стоимостью более $60 млн. По словам г-на Христенко, спутник будет выведен на орбиту до конца следующего года.
По всей видимости, уступка со стороны РК в объеме оплаты аренды был сделана и с учетом этого - то есть допуска Казахстана в космические проекты, что отвечает последним стратегическим планам РК по развитию инновационных сфер и высоких технологий. Кстати, почти то же самое отметил и Виктор Христенко, сказав, что "по сути, этим проектом мы начинаем сотрудничество с Казахстаном в сфере высоких технологий".