Трагедия Бама может коснуться Тегерана
"ДН"
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ в иранском городе Баме стало самым серьезным по количеству жертв за последние годы. Случившееся накануне Нового года, оно послужило грозным предвестником жестокости стихии, способной в одночасье разрушить то, что строилось годами.
Спасательные работы в городе развернулись вскоре после того, как ночной удар стихии практически полностью сровнял с землей город, построенный преимущественно из сооружений, не подготовленных к сейсмической активности. Это вкупе со временем суток сыграло роковую роль в судьбе тысяч людей, оказавшихся погребенными под развалинами 80% домов в городе, разрушенных как будто бы не слишком сильными толчками.
Поисковые работы приносили и горе - тем, кто находил бездыханные тела родных, погибавших целыми семьями, и радость - для тех, кто видел живыми близких, найденных спустя много дней после начала работ по разборке завалов. Одного мужчину нашли под развалинами через 13 дней после того, как он попал в завал. А найденные незадолго до этого молодой парень и девушка, встречавшиеся до этого, почти сразу после своего освобождения из-под завала сочетались браком. И все же больше, конечно, трагедий из-за чего многие спасатели говорят о запахе смерти, исходящем из-под развалин.
Первое время количество погибших не могли подсчитать даже приблизительно. Сошлись лишь на самой высокой планке - 50 тысяч. «Если принять, что в среднем в каждом доме жила семья из пяти человек, то количество погибших достигнет 50000», - заявило в те дни агентству Reuters одно из иранских официальных лиц. Сегодня официальные цифры колеблются в районе 35 тысяч погибших. Точное количество пострадавших, вероятнее всего, можно будет установить лишь после того, как все завалы будут разобраны и начнется восстановление города, потерявшего не только своих жителей, но и главную достопримечательность - историческую крепость.
«Город Бам должен вновь появиться на карте Ирана», - заявил президент Ирана Саид Мохаммед Хатами, пообещавший завершить лечение ран города в течение двух лет. Прибывший на место катастрофы, он был настолько поражен, что не скрывал своего горя. Землетрясения, частые на иранском нагорье, уносят жизни многих иранцев, но события в Баме, без сомнения, являются одним из наиболее трагических эпизодов.
Из-за опасений повторения катастрофы, жертвами которой станут не только люди, но и система государственной власти, в Иране на официальном уровне начались разговоры о возможности перенесения столицы из Тегерана, расположенного на склоне горы Демавенд, в более безопасные с сейсмической точки зрения места. Во многих отношениях нынешняя иранская столица напоминает Алматы, правда, кое-где уклон улиц более крутой, а строительство высотных зданий, чье основание находится под большим углом, ведется с большим размахом.
Если добавить к этому любовь иранских архитекторов к башням, которые во множестве возводятся в различных районах Тегерана, то решение перенести столицу, при всем гигантском объеме работ, не кажется столь абсурдным. Здесь своим опытом может поделиться и Казахстан. Что же касается алматинцев, то трагедия Бама была живо воспринята нами, так как во многом повторяет кризисный сценарий для нашего города.
Все это заставляет нас еще раз спрашивать о том, почему казахстанские спасатели не полетели в Иран, когда даже американцы, считающие режим Исламской Республики составляющей «оси зла», отправили иранцам помощь. «Американские самолеты с едой и другими припасами приземлились на иранской территории впервые за десятилетие», - сообщает Би-Би-Си.
Всего в поисково-спасательных операциях участвовали примерно 400 специалистов из 16 стран. О больших денежных суммах, направленных в помощь пострадавшим от землетрясения, было сообщено после саммита нескольких арабских стран в Эр-Рияде.
«На экстренном заседании Совета по сотрудничеству стран Персидского залива в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде было решено направить 400 млн. долларов для оказания помощи в восстановлении разрушенных землетрясением районов Ирана», - передает агентство Би-Би-Си.
После каждого разрушительного землетрясения жители сейсмически опасных районов Казахстана вновь и вновь спрашивают себя: а что если у нас? Готовы ли мы? Готовы ли спасатели, техника, жилье, палатки? И обнадеживающих ответов пока нет.
Подготовил Масуд АЛИМОВ