CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ДОБЫЧА НЕФТИ В РЕГИОНЕ РЕЗКО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

10 марта 2004

ДОБЫЧА НЕФТИ В РЕГИОНЕ РЕЗКО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

Поэтому самое время отказаться от принципа "Сегодня прибыль - экология завтра"

Ф.АЛИЗАДЕ, Zerkalo.az

В последнее время заметно актуализировалась экологическая проблема, связанная со строительством трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

На этот раз причинами стали доклад, сделанный замминистра МИД России, спецпредставителем российского президента по Каспию Виктором Калюжным на конференции в Турции, а также заявления президента Грузии Михаила Саакашвили во время недавнего визита в Азербайджан. Но если президент Грузии заявил о готовящихся провокациях против ОЭТ БТД под "экологическим соусом", то В.Калюжный выступил с градом обвинений в адрес ОЭТ БТД. Спецпредставитель России по Каспию заявил, что проект экологически не выдержан, указал на неустойчивость экосистемы, особенно в грузинском секторе маршрута (Боржоми), и даже высказал сомнение в его эффективности.

Для того, чтобы выяснить, насколько экологическая составляющая выдержана в наших нефтяных разработках - не только при строительстве нефтепровода, но и при разработке азербайджанских месторождений вообще, - мы непосредственно обратились к участнику конференции, состоявшейся в Турции, д-ру технических наук, советнику вице-президента ГНКАР Эльдару Шахбазову. Вот что он сказал.

- Господин Калюжный получил от меня достойный и окончательный ответ сразу после своего выступления. Дело в том, что мой доклад по очередности был как раз следующим и непосредственно касался вопросов экологической безопасности этого трубопровода. Прежде всего отмечу, что, в отличие от Калюжного, с трассой нефтепровода я знаком не по карте, а реально: будучи членом экспедиции, я участвовал при перевозке одного барреля нефти по трассе укладываемого трубопровода. В течение 15 дней мы проехали всю трассу, я лично увидел и ощутил все мелкие и проблематичные вопросы, возникающие по ходу укладки труб. Но, как доктор технических наук, автор многочисленных работ по надежности трубопроводных систем, я заявляю, что ОЭТ БТД отвечает самым жестким мировым стандартам безопасности. С какой бы стороны ни рассматривался проект - технической, технологической, геополитической, географической, сейсмичности, экологической и социальной, - работа ведется на уровне мировых стандартов.

- Многие эксперты выражают обеспокоенность из-за вероятности разрыва трубы и разлива нефти в случае землетрясений. - В данном случае, как один из очевидцев укладки труб, я могу заявить, что применяется современная технология, которая при землетрясении позволит выдержать силу удара самых критических баллов. Техническое исполнение заключается в том, что создается нечто вроде "подушки", и тогда главный вектор сейсмического удара (откуда бы он ни был), не приводит к разрыву трубопровода, а может быть только его смещение. Несколько слов, конечно, хочется сказать и о самих трубах. Их диаметр составляет 42 дюйма, они имеют катодное покрытие, поставляются японской корпорацией Sumitomo. И речи быть не может о каких-либо разрывах таких качественных и защищенных труб.

Кроме того, разработаны двенадцать компонентов безопасности работы этого трубопровода. Например, при пожарах и так далее, причем, при этом все разрабатывалось на уровне мировых стандартов. Известно, что оператор проекта - компания ВР - разработала систему задвижек, которые даже в случае возможного разрыва и разлива нефти позволят минимизировать объем потерь и быстро ликвидировать любую вероятную аварию.

- Как вы прокомментируете заявления Виктора Калюжного, в которых он усомнился в рентабельности трубопровода и указал на возможные проблемы с финансированием.

- По поводу рентабельности трубопровода могу сказать, что даже по грубым подсчетам достаточно прокачать в течение трех лет по 50 млн. тонн нефти в год, и затраты практически окупятся. А прочность японских труб позволит эксплуатировать трубопровод в течение 40-50 лет. Выход на глубоководный Средиземноморский порт Джейхан всегда будет манить нефтяные компании, добывающие "черное золото" на Каспии, к трубопроводу ОЭТ БТД. По вопросу же финансирования окончательная точка была поставлена 3 февраля во дворце "Гюлистан", когда крупнейшие мировые финансовые институты и коммерческие банки выразили строительству трубопровода свою безоговорочную поддержку, выделив компании ВТС Со крупный займ.

- А как насчет выбросов в атмосферу вредных веществ?

- Этот вопрос в отношении ОЭТ БТД вообще не стоит на повестке дня. Учитывая, что труба будет уложена под землю на Сангачальском терминале и выйдет на поверхность лишь в турецком порту Джейхан, говорить о взаимодействии трубы с окружающей средой не приходится.

- То есть по экологическим вопросам при строительстве ОЭТ БТД и разработке месторождений на Каспии проблем нет?

- Относительно ОЭТ БТД проблем нет. А вот в отношении азербайджанских месторождений я бы не сказал, что все так безоблачно. Как вы знаете, с начала первой промышленной разработки на месторождении "Балаханы" прошло 130 лет, и за это время нефтяной промышленностью добыто 1,5 млрд. тонн нефти. Сейчас, за 30-летний промежуток времени, предполагается добыть, как минимум, свыше 900 млн.тонн. Как видим, добыча нефти увеличилась в три раза. В этой связи я сформулировал понятие "экологический эффект-3". То есть я считаю, что с учетом предстоящей трехкратной интенсификации разработок месторождений необходимо ужесточить показатели по охране природы и выбросом в окружающую среду в три раза.

Это необходимо для того, чтобы в будущем мы не оказались вынуждены вновь вкладывать миллионы долларов в восстановление экологического баланса. Сейчас система практически построена по схеме: мы получаем прибыль за счет разработки углеводородных богатств, а потом начинаем платить за экологию задним числом. Но у нас уже есть горький исторический опыт. В случае непринятия мер сегодня, причем по ужесточенным экологическим нормам, за предстоящие 30 лет мы можем попасть в такую дыру, что вытащить экологию страны будет довольно трудно.

- Как именно будет проявляться экологическая катастрофа?

- Представьте, что частота и амплитуда воздействия на природу увеличиваются в три раза. Это означает, что в атмосферу будет выбрасываться в три раза больше углекислоты. Вы же знаете, что во всем мире уже наблюдается парниковый эффект, который выражается в повышении температуры на планете. А в нашем регионе этот тепловой эффект будет иметь тенденцию к усилению. Добавьте к этому то, что 89% электроэнергии в Азербайджане вырабатывается за счет теплостанций (путем сгорания мазута или природного газа на предприятиях энергетики), что приводит к созданию так называемого "теплового грибка" между атмосферой и землей, усилению теплового парникового эффекта в регионе.

- И какие еще меры необходимы для защиты окружающей среды?

- Знаете, в ГНКАР разработан проект по использованию альтернативных источников электроэнергии на нефтегазовых месторождениях. То есть сейчас нами разработан проект строительства ветроустановок на нефтегазодобывающих управлениях (НГДУ).

- Почему нефть в минимальном количестве перерабатывется на азербайджанских нефтеперерабатывающих заводах, мощности которых на уровне 22 млн.тонн нефти в год?

- Не хочу вдаваться более глубоко в данный вопрос, чтобы не обидеть наших нефтепереработчиков. Скажу лишь, что в Европе по Программе озеленения до 2010 года принято решение освободить страны от переработки любого сырья и размещать данное производство в третьих странах.

К тому, что сказано азербайджанским ученым, следует добавить предстоящие выбросы в атмосферу вредных веществ в результате масштабной добычи нефти на казахстанских месторождениях. Не ожидает ли экосистему Каспия катастрофа, если сегодня не предпринять самых жестких экологических нормативов по всем нефтедобывающим каспийским странам?

zerkalo.az

Предыдущая статьяКазахстан присоединится к первому и второму факультативным протоколам к Международному пакту о гражданских и политических правах
Следующая статьяТуркменские рыбаки истребляют осетровых, чтобы выжить