Наркотики и «Хизб-ут-тахрир» - реальная опасность для нашей молодежи и общества в целом - глава Комитета нацбезопасности Казахстана
Шымкент. 12 марта. КАЗИНФОРМ. Как уже сообщал Казинформ, в Шымкенте в четверг прошла рабочая встреча руководителей служб безопасности Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Представители четырех соседних государств уже не первый раз встречаются для решения наиболее острых вопросов. По мнению участников встречи - это в первую очередь угроза от транснациональной организованной преступности и незаконного оборота наркотических средств.
Представители спецслужб собрались в конференц-зале гостиницы «Кема». Инициатором встречи на юге Казахстана стал КНБ РК. Таджикистан представлял заместитель Министра безопасности Мухтар Шарипов. Интересы Кыргызской Республики озвучил заместитель председателя СНБ Бейшенбай Джунусов. Узбекская сторона была представлена председателем СНБ Рустамом Иноятовым. Казахстанскую делегацию возглавил глава КНБ РК Нартай Дутбаев. Эта работа проводится органами в рамках реализации решения Совета Глав государств организации ЦАС (Центрально-Азиатское сотрудничество). Разговор проходил за закрытыми дверями, поэтому специфические детали выработанного совместного решения журналистам неизвестны. Но это и понятно. Основное оружие спецслужб - конфиденциальность и владение эксклюзивной информацией. Однако поговорить людьми, которые обеспечивают государственную безопасность наших стран, журналистам все же удалось. Вопросов у представителей четвертой власти было немало. По большей части, отвечал на них глава Комитета национальной безопасности Казахстана Нартай Дутбаев. Его коллеги добавили, что ситуация по волнующим журналистов вопросам во всех четырех государствах примерно одинаковая.
- Нартай Нуртаевич, скажите, как вы оцениваете эффективность сегодняшней встречи?
- Встреча прошла в очень конструктивном режиме Угроза наркотизации общества - она одинакова для всех государств Центральной Азии, все они стали транзитными для наркотрафика, это все признают. Поэтому меры нужны адекватные уровню трафика. Принятые решения очень практичны. Мы расписали вплоть до того, что взаимодействие будут осуществлять специализированные группы, которые на территории наших государств будут «разрабатывать» транснациональные преступные группировки.
- Спецслужбы четырех стран не в первый раз собираются вместе. Кроме подписания официальных бумаг есть еще какие-то результаты? В реальной работе?
- В работе у нас есть конкретные примеры, когда мы пресекали деятельность преступников, которые организовывали трафик в наших государствах. Причем, арестованы были граждане и Казахстана, и Узбекистана, и России и Таджикистана. И эти спецразработки были сделаны совместными усилиями наших спецслужб.
- В основном вы боретесь с потоком наркотиков, идущим из Афганистана. Реально ли остановить его, снизить проникновение в наши страны?
- Проблема наркотизации общества очень велика. Мы стараемся пресечь проникновение наркотика в страну. Но бороться с этим злом должны все госструктуры. Молодежь в силу, наверное, развития нашего общества ищет новые идеалы, если это можно так назвать, во всяком случае - нового образа жизни, и стала все больше и больше употреблять наркотики. Поэтому просто пресечением наркотранзита, которым занимаемся мы, проблему решить невозможно. Бороться должно все общество. Уже приятны комплексные методы решения проблемы, где задействованы все министерства, начиная от Минздрава, министерства информации и прочие.
- Мы слышим от правоохранительных органов, что задержано 5, 8, 10, :200 килограммов героина. А вот откуда он появился, этот героин? Возможно отыскать поставщиков?
- Когда мы говорим, что задерживаем 5 или 10 килограммов наркотиков, это означает, что мы завершили разработку и пресечен канал. В 2003 году КНБ была пресечена деятельность 39 международных наркогрупп, которые организовывали трафик через территорию наших государств. То есть, это не один человек задержан, а 39 групп с их пособниками. Которые помогали им внутри страны. В частности, только по результатам спецоперации "Найза" органами КНБ совместно со спецслужбами названных государств из незаконного оборота изъято более 200 кг героина и 33 кг опия - это около двух миллионов смертельных доз, возбуждено 10 уголовных дел, задержано 14 членов международной наркогруппировки.
- Органы безопасности борются с проникновением в ряды местных чиновников преступности, которая бы содействовала наркотрафику?
- Наши органы безопасности, безусловно, борются с коррупцией во всех ее проявления, когда речь идет о национальном спокойствии. Но вы же понимаете - давайте говорить на местном уровне - работник акимата ЮКО, к примеру, каким образом может содействовать трафику? Преступники ищут людей в тех структурах, которые действительно могут оказать им какое-то содействие. Это органы МВД - помощь на дорогах я имею в виду, таможенники, которые должны пропустить преступный груз. То есть те люди, которые по долгу службы должны бороться с этим злом. Вот среди них они и ищут сообщников, вербуют их, подкупают и т. д. арсенал средств большой.
- Может быть легализация наркотиков, ну хотя бы марихуаны, снизила бы криминогенное напряжение вокруг наркоторговли?
- Этот вопрос мы очень подробно обговаривали на заседании Совета безопасности нашей страны - я имею ввиду проблему «наркотизации» общества. Это угроза, реальная угроза нашей безопасности - так мы оцениваем эту ситуацию. К сожалению, цифры о количестве людей, употребляющих наркотики, уже наркозависимых, с каждым годом растут. Комплексные меры борьбы с этим злом выработаны. В системе МВД создаются специальные комитеты, которые борются с распространением наркотиков внутри страны. Но говорить о том, что в этой сфере нужна какая-то либерализация? Даст ли это положительный эффект? Я в этом сомневаюсь глубоко. Почему? Потому, что трафик идет через Казахстан и соседние государства. И те преступники, которые его организуют, они расплачиваются с людьми, содействующим им, наркотиками. Они не дают им деньги, они платят наркотиком. То есть потребителей становиться больше и рынок сбыта растет. О какой легализации мы можем говорить? Это против нашего менталитета в целом.
- Еще один волнующий наши страны вопрос - «Хизб-ут-Тахрир». Пока откровенной агрессии эта организация не проявляет, но ее присутствие чувствуется. Насколько это опасно для нас?
- Вы знаете, что «Хизб-ут-Тахрир» пропагандирует построение исламского Халифата на территории Центральной Азии и Казахстана, и если в «прямом плане» смотреть, то можно сказать, что они проводят антиконституционную деятельность. В Конституции РК записано, что мы суверенное, правовое и светское государство, и в ней четко обозначены параметры строительства государства в Казахстане, и проповедование построения Халифата противоречит нашей Конституции. Мы раньше все думали, что Ислам и все эти движения далеко от нас. Так исторически сложилось, что казахстанцам не так сильно, не так сильно даже, как жителям центрально-азиатских стран, привиты каноны Ислама. Но сегодня практика показывает, что «хизб-ут-тахрировцы» вербуют молодежь. Вербуют и тех, кто достаточно идейный и проникся идеями «Хизб-ута», действительно верит в это, но большинство из них просто покупаются на деньги для того, чтобы у этой партии были сторонники.
- Я хочу добавить - говорит председатель СНБ Узбекистана Рустам Иноятов - что во многих мусульманских странах «Хизб-ут-Тахрир» - запрещенная партия. Здесь уже менталитет в центрально-азиатских странах так сложился: у нас свой, традиционный Ислам. Мы веками придерживались его, и надеюсь, будем придерживаться и дальше.
- Тогда еще один вопрос к вам, господин Иноятов. В вашей стране, в Узбекистане кто-то еще, кроме спецслужб занимается этой проблемой?
- Конечно. Не только спецслужбы борются с «Хизб-ут-Тахриром». Правительство и дипломаты тоже занимаются этим. Да и наше официальные религиозные органы, то же самое Духовное Управление Узбекистана и другие Духовные Управления наших стран - они ведут эту работу именно с точки зрения религии - так сказать научный подход.
- Да, а мы ведем оперативную работу - высказывается Нартай Дутбаев - должна быть сила, которая сможет противостоять вербовке молодых людей в эту партию. Сама идея «Хизб-ут-Тахрира» - она утопична, и все это понимают. Но еще раз говорю, пресечение преступной деятельности есть там, где идет нарушение закона. Яркий пример - последний судебный процесс в Шымкенте, когда был осужден гражданин Казахстана. ДКНБ области ведет еще 6 уголовных дел, в которых фигурируют члены этой партии. Наш Уголовный Кодекс достаточно силен против таких нарушений.
Татьяна Пылаева, Казинформ