CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

А ларчик просто открывался

21 марта 2004

Реджеп ГЕЛЬДЫЕВ, Ашхабад, Деловая Неделя

А ларчик просто открывался

12 марта вступила в силу принятая накануне резолюция президента Туркменистана Сапармурада Ниязова «Об обеспечении религиозных свобод граждан в Туркменистане», разрешающая всем религиозным общинам страны получить официальную регистрацию, независимо от численности членов этих общин.

В республиканской прессе опубликовали текст постановления, в котором говорится: «Конституция Туркменистана гарантирует свободу выбора религии как неотъемлемую часть гражданских и политических прав и свобод человека и гражданина. Туркменистан полностью выполняет Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 года, Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 года, другие международные документы и осуществляет реализацию общепризнанных международных норм, направленных на соблюдение религиозных прав и свобод граждан, обеспечивая при этом гармонию действующих на территории Туркменистана религиозных конфессий».

Несмотря на то что в постановлении идет ссылка на серьезные документы с довольно большой проверкой временем, для религиозных общин, существующих в стране и преследуемых ранее властями, разрешение на регистрацию явилось непредсказуемым сюрпризом. В Туркменистане на сегодняшний день официально представлены 2 конфессии: мусульманская суннитского толкования и христианская православная религия. По всей стране функционируют 395 мечетей и 13 русских православных церквей. В Ашхабаде также есть представительство апостольского нунция. Представителей других конфессий довольно незначительное качество. Существуют христиане-протестанты, преимущественно баптисты, несколько российских православных конгрегаций, шииты, бахаи, адвентисты 7-го дня, евангелисты, Свидетели Иеговы.

До последнего закона все они страдали от государственных законопроектов о религии, а последние считались наиболее преследуемыми властями. По словам председателя общины Свидетелей Иеговы Андрея Жбанова, организация с 1992 года тщетно пыталась зарегистрироваться в Министерстве юстиции. Сегодня в туркменских тюрьмах отбывают срок наказания 6 верующих в Иегову. Все они были осуждены только за свою религиозную принадлежность, причем двое из них по окончании срока не смогли выйти на свободу, так как отказались совершить необходимый при освобождении ритуал с клятвой главе государства.

В конце прошлого года представитель правительства по делам религии Мурат Гарыев, выступая по телевидению, заявил, что религиозная свобода в Туркменистане гарантируется законодательством. Тем не менее он был вынужден признать, что религиозная деятельность разрешена только официально зарегистрированным священнослужителям. С распространителями остальных религиозных идей идет борьба якобы для безопасности населения. Только в 2000 году были арестованы и высланы из страны 10 тысяч иностранных граждан, изъято 350 тысяч религиозных книг и около 80 тысяч кассет. Эту статистику привел в свое время президент Сапармурад Ниязов, пояснив, что все изъятое оказалось «несовместимым с нашим вероисповеданием».

За последние 5 месяцев это уже второй закон о религиозных организациях. В октябре 2003 года был принят Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». Прежний закон позволял регистрировать только те религиозные организации, численность которых достигала пятисот граждан. Незарегистрированные в установленном порядке религиозные группы не имели права на свою деятельность. По мнению одного священника из незарегистрированной общины (попросил имя не указывать), новый документ, по сути, косвенно подтвердил все обвинения в адрес туркменских властей в попрании международных норм и правил в области свободы совести. По его мнению, для национальной безопасности страны эффективнее было бы шире привлекать все религиозные общественные объединения, а не только представителей традиционных конфессий. Официальный представитель апостольского нунция в Ашхабаде о. Анджей Мадей на вопрос корреспондента «ДН», подаст ли его организация документы на регистрацию, ответил: «Туркменская земля имеет невероятно богатый опыт совместного проживания разных культур и религий. Принятый президентом Туркменистана Сапармурадом Атаевичем Ниязовым закон будет содействовать на благо духовного и культурного развития страны. С радостью приветствуем это мудрое решение, которое принесет более добра, любви, милосердия, взаимопонимания и уважения. Но пока регистрироваться не будем, подождем».

Такую же позицию выжидания приняли и другие религиозные группы. Несмотря на то что общины могут функционировать только после прохождения регистрации, на сегодняшний день ни одна религиозная организация не подала документов в Минюст «Адалат». Их представители считают, что новое постановление, разрешающее легализовать им свою деятельность, скорее всего, вызвано предполагаемыми мерами со стороны США. А принятый документ призван продемонстрировать, что в стране соблюдается свобода вероисповедания.

Дело в том, что в текущем месяце ожидается доклад госдепартамента о свободе религии в мире. В конце декабря прошлого года госсекретарю Колину Пауэллу поступило предложение от Комиссии США по вопросам свободы религии в мире включить Туркменистан в список стран, систематически нарушающих права человека в области, свободы вероисповедания. После ознакомления с докладом госсекретарю необходимо будет определить страны, нарушающие права человека в этой области и рекомендовать соответствующие дипломатические действия. Примечательно, что новое постановление опубликовано в прессе как раз в день встречи в Ашхабаде президента Сапармурада Ниязова с заместителем помощника Государственного секретаря США по странам Европы и Азии Линн Паско.

dn.kz

Предыдущая статьяМосква: на постимперские амбиции не хватает силенок?
Следующая статьяПривычка бороться с международным терроризмом